Спрос на товар компании -часть совокупного рыночного спроса, приходящегося
на товар данной компании при различных условиях маркетинговых расходов.
Рыночный спрос на товар -это количество товара которое может быть приобретено
определ. группой потребителей в указанном районе, в заданный отрезок времени
в одной и той же рыночной среде в рамках конкретной маркетинговой программы.
Определяют:
1 Опрос покупателей, для предметов длительного пользования (мебель, авто).
На их основе формируется шкала вероятности совершения покупки.
Выясняется финансовое положение покупателя. После информация группируется
и проверяется на достоверность. Производится приобретение информации в надежде
предугадать основные намерения покупателей. Опрос делается для создания
обратной связи с покупателями.
2 Оценка торговыми представителями, сбытовым персоналом. Применяют когда опрос
покупателей невозможен. В многих фирмах сбытовой персонал заполняет карточки
с прогнозом сбыта на будущий год, для каждого товара отдельно, отдельно
постоянные покупатели.
Недостаток: субъективные факторы агента.
Преимущества: торговые представители хорошо знают спрос, участвуют в прогнозе.
3 Экспертная оценка.
-метод группового обсуждения
-индивидуального опроса руководства
-метод Дельфи
Преимущество: быстрота получения прогноза, малые затраты.
Недостаток: мысли менее достоверны, чем факты, завышенные и заниженные
оценки считаются одинаковыми.
Метод Дельфи -эксперты могут представить оценки и предложения, которые
анализируются фирмой, а затем пересматриваются, обобщаются и уточняются.
4 Анализ предыдущих продаж.
Серийный анализ продаж -выделение в прошлых периодах компонентов (тенденции,
цикл, сезонное влияние).
Метод экспоненциального сглаживания -составление прогноза на основании
сочетания прошлых продаж и показателей последнего времени.
Статистический анализ спроса -измерение влияния на продажу ряда факторов
(доход, маркетинговые расходы, цена).
Экономический анализ -построение системы уравнений, что описывают состояние
параметров и дают прогноз на будущее.
Зависимость цены от уровня спроса показывает, что при увеличении цены спрос
увеличивается до определённого предела, после чего снижается.
Степень чувствительности спроса к цене показывает эластичность спроса,
нужно обязательно рассчитать его.
Определяя величину спроса на товар нужно провести оценку при различных ценах,
и попытаться выяснить причины его изменения.