Критерии оценки поставщиков зависят от типа покупательской ситуации. Так при
заказе повторной покупки без изменения важным является надёжность поставок,
цена и репутация поставщика. Для закупок с модификацией и решения текущих
проблем важное значение имеют гарантии технического обслуживания, гибкость
поставщика и надёжность самого товара.
При заказе продукции новой, которая имеет стратегическое значение, наиважным
является репутация и гибкость поставщика, надёжность сервиса.
Оцениваются различные характеристики поставщика по степени значимости:
-наличия службы техпомощи -оценка товара
-быстрота реакции на нужды клиентов -полнота товарного ассортимента
-оперативность поставок -квалификация представителей
-качество товара -представление кредита
-репутация поставщика -личные отношения
Общие требования к поставщикам:
-поставка в срок
-продукция отвечать стандартам
-соблюдение объёмов поставок
-откликаться на требования заказчика
-предоставлять сопроводительные документы
-предоставлять если надо дополнительные услуги
-доступность поставок
Маркетинговые требования к поставщикам меняются от экономической ситуации
и конъюнктуры рынка. На этапе подъёма требования к поставщикам ужесточаются.
Маркетинговые требования к поставщикам разрабатываются отделом маркетинга
на основе информации служб и службы материально технического обеспечения.
Каждая фирма разрабатывает свои критерии оценки поставщиков.
Машиностроительные предприятия при отборе поставщиков руководствуются
показателями качества, надёжности изделий и системы обслуживания.
Обобщённый вариант показателей поставщиков:
репутация, имидж, надёжность, качество, соответствие стандартам, объём
поставок, соблюдение сроков, график поставок, условия поставки,
формы расчётов, упаковка, транспортное страхование услуг, взаимоотношения
с заказчиками (доверие), дополнительные услуги.