Товарный ассортимент -это группа товаров, тесно связанных между собой либо
в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним
и тем же группам клиентов, или через один и те же типы торговых заведений,
или в рамках одного и того же диапазона цен.
Широта товарного ассортимента определяется количеством видов товара
в его составе.
Предприятия добивающейся большей доли рынка, предлагают широкий ассортимент.
Формирование ассортимента предусматривает определение конкретных товаров,
их отдельных серий, соотношения между старыми и новыми товарами,
наукоёмкими и обычными изделиями и др.
Формирование цен связано с проблемой цен, качества, гарантий сервиса.
Перед формированием ассортимента нужно разрабатывать ассортиментную концепцию.
Ассортиментная концепция -это целенаправленная разработка оптимального
ассортимента товарного предложения на основе требований групп покупателей
(сегментов рынка), а также необходимости обеспечения эффективного
использования предприятием сырья, технологии финансов.
Ассортиментная концепция имеет ряд показателей:
-разнообразие товаров
-уровень и частота обновления ассортимента
-уровень и соотношение цен на товар
Цель ассортиментной концепции -сориентировать предприятия на выпуск
товаров, что наиболее соответствуют запросам покупателей.
Система формирования ассортимента состоит из этапов:
-определение текущих и перспективных нужд потребителя
-анализ способа использования продукции и особенностей поведения покупателя
-анализ аналогов конкурентов
-критическая оценка изделий предприятия с позиции покупателей
-выяснения, каким изделием дополнить ассортимент
-рассмотрение пожеланий для деланья новых изделий
-разработка новой специфической продукции или улучшение качества существующих
-изучение возможностей производства нового производства
-тестирование продукции
-разработка рекомендаций производственным подразделениям
-оценка имеющегося ассортимента, планирование ассортимента и управление им
Окончательное решение про формирование ассортимента принимает
управляющий службы маркетинга предприятия, он решает:
-когда модифицировать товар
-изготовить стандартный товар или сделать дифференцированным
-когда товар изъять с производства
Порядок формирования товарного ассортимента:
1 исследование целевых рынков
2 формирование базового товарного ассортимента
3 определение потенциальных экономических характеристик товара
4 определение рейтинга товара
5 формирование и выбор товаров рейтинг товарного ассортимента
Необходим такой товарный ассортимент, что на протяжении времени
увеличивает прибыль предприятия.
Один из трудных задач управления ассортиментом состоит в определении,
что должно входить в состав товарного ассортимента, из каких товаров и
модификаций он должен состоять.
Формируются этапы ТА этапами:
-формируется этап проникновения, за которым формируется ТА
-последовательное ранжирование конкурентных позиций выбор эк. хорошего
-подсчитывается размер прибыли
-наборы номенклатурных позиций рассматриваются как вариант ТА
-указанные действия повторяются для каждого применения