Впоследствии компании «Кока-Кола» пришлось много раз пересматривать рецептуру и рекламные лозунги в зависимости от потребностей рынка и правовых запретов на алкоголь и кокаин.
Существовавшая во времена СССР государственная система научно-исследовательских институтов была ориентирована не на тенденции мирового рынка, а на запросы бюрократии и государственных предприятий
В условиях построения рыночной экономики эта система рухнула. Источники финансирования и соответственно количество специалистов были резко сокращены. НИИ выживали за счет сдачи помещений в аренду, мелких частных заказов, непрофильных торговых операций и зарубежных грантов, которые фактически выплачивались лишь ради того, чтобы быть в курсе, над чем работают оставшиеся в России ученые.
Самостоятельно войти на зарубежные рынки отечественные разработчики инноваций не смогли из-за своей неподготовленности по многим ключевым позициям. Для вхождения на западные рынки мало блестящей идеи и финансовых ресурсов. Нужны еще желание и умение вести борьбу с конкурентами. Основой успеха современного ученого, так же как, например, продавца автомобилей, является маркетинг.
На российском рынке инноваций сегодня ведут прикладные исследования и научные разработки:
1)научно-исследовательские подразделения частных корпораций;
2)коммерческие организации, которые смогли получить заказы зарубежных партнеров, приспособиться к конкурентной среде и встроиться в зарубежные рынки. Они научились находить заказчиков, заниматься маркетингом, создавать дистрибьюторе кие сети в разных странах, т.е. продавать свои разработки в жесткой конкурентной борьбе с американскими, японскими, немецкими, китайскими и другими фирмами. По своему размеру они относятся к категории малых предприятий. Организационный рост для них малоактуален. Их перспективы связаны с дальнейшей продажей прав интеллектуальной собственности и, наконец, продажей самих компаний.
Инновационные компании по видам деятельности можно разделить на:
венчурные фирмы — создаются для реализации рискованных проектов в новых областях деятельности, поскольку создавшие их более крупные компании не могут рисковать своим капиталом и репутацией;
научные организации — ведущие научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников;
внедренческие фирмы — реализуют проекты на пороге промышленного освоения, осуществляют доработку, промышленное испытание и освоение, что в итоге обеспечивает им быструю окупаемость. Внедренческие фирмы можно определить как:
• эксплеренты — фирмы, внедряющие пилотные проекты, продвигают новшества на рынок, они имеют низкую прибыльность;
• патиенты функционируют в узких сегментах рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы;
• виоленты обладают крупным капиталом и обеспечивают крупносерийный выпуск продукции;
• коммутанты действуют на этапе снижения объема выпуска продукции и осуществляют изменения с учетом требований рынка.
Как известно, развитие инновационной деятельности в конце 1990-х гг. привело к тому, что сотни американских, немецких, финских инженеров стали миллионерами, продав транснациональным гигантам свои небольшие компании. Технологическое соперничество подталкивало IBM, Nokia, Sony, Motorola и другие компании выкладывать миллиарды долларов за перспективные разработки. Например, Intel приобрела частную компанию DSBC, занимавшуюся системами беспроводной связи, за 1,6 млрд долларов. Кроме продажи своего «детища» акулам капитализма, у разработчиков был и другой способ разбогатеть: вывести фирмы на биржу. В 2000 г. стоимость программистских компаний Amdocs, Check Point, Comvers превышала 60 млрд долларов. Их объединяло то, что они были созданы израильскими инженерами, демобилизовавшимися из армии. Развитие «силиконовых долин» в Индии и Китае принесло миллионные состояния местным компьютерщикам. В 2004 г. Сергей Брин, удачно разместив на NASDAQ акции поисковой системы Google, вошел в клуб миллиардеров*.
О масштабах расходов на инновации красноречиво говорят следующие данные: Ford Motor Co., Daimler Chrysler, General Motors Co,
Siemens AG, IBM, Toyota, Microsoft, Sony, Johnson & Johnson инвестируют в инновации в среднем 5-7млрд долларов в год.