Маркетинг - это специальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и предприятий путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя.
Маркетинг осуществляется в трех глобальных направлениях:
выход на рынок;
расширение рынка;
обеспечение безопасности рынка.
Наибольшее значение для маркетинга имеют четыре группы вопросов:
1. Информация.
2. Использование инструментов маркетинга.
3. Организация маркетинговой деятельности.
4. Контроль в области маркетинга.
В условиях рыночной экономики целью маркетинга является организация свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса на товары и услуги.
Маркетинг можно рассматривать в четырех разных аспектах, объединенных тем, что в системе они представляют маркетинг как всю хозяйственную деятельность, направленную на производство продукции пользующейся спросом.
Аспекты рассмотрения маркетинга:
система внутрифирменного управления;
концепция рыночного управления;
специфическая функция управления фирмой;
учебная теоретическая дисциплина
Функциями маркетинга как системы внутрифирменного управления являются следующие действия:
1. Разработка экономической политики фирмы.
Для разработки политики фирмы выполняются рыночные исследования и делают заключения о запросах потребителей, об их требованиях к качеству, технико-экономическим параметрам, новизне, дизайну продукции и т.п.
Структурными элементами политики являются научно-техническая, ассортиментная, технологическая, сбытовая, ценовая, ресурсная, объединяемые понятием «экономическая политика».
2. Определение оптимальной структуры производства.
Выполняются экономические расчеты издержек производства, оценивается обеспеченность производства материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, прогнозируется уровень прибыли.
3. Обоснование максимально выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, организации послепродажного технического обслуживания и систем стимулирования сбыта.
Новый подход к системе внутрифирменного управления нашел свое выражение в теоретическом обосновании маркетинга как инструмента регулирования рыночных отношений.
Современная теоретическая концепция маркетинга - это определенный образ мышления. Конструкторско-производственные решения принимаются с позиции наиболее полного удовлетворения рыночного спроса. Чтобы получить намеченный уровень рентабельности и массу прибыли, производитель товаров целенаправленно ставит задачу научно-технических разработок, ориентировочно рассчитывает издержки производства, уровень цен и прибыль. Производитель определяет эффективную технологию производства, схему внутрифирменного и межфирменного кооперирования.
Такова современная концепция маркетинга, которая отличается от ранее принимавшейся концепции, когда под маркетингом понималась деятельность, направленная на всестороннее изучение рынка на уже произведенную продукцию и организацию сбыта.
С начала 60-х годов наступило время «Маркетингового управления» - перспективного планирования и долгосрочного прогнозирования, опирающегося на исследования рынка, товаров и покупателей, на использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта.
Главный смысл и содержание маркетинга как специфической функции управления состоит в содействии определении целей и стратегии развития фирмы. Ядром маркетинговой деятельности является разработка маркетинговых программ, планов, выступающих исходным моментом планирования. Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции (услуг), а именно:
Изучение потребителя.
Исследование мотивации поведения.
Анализ рынка.
Исследование продукта (изделия или вида услуг).
Анализ форм и каналов сбыта.
Оценка тенденций и прогнозирование объема продаж.
Изучение конкурентов, форм и уровня конкурентности.
Исследование рекламной деятельности.
Определение характерных способов продвижения товаров на рынок.
Изучение «ниши» рынка.