Выделяют следующие основные характеристики услуги:
Основные элементы услуги:
Субъекты услуги (пациент – медицинский работник); психология услуги (взаимоотношения субъектов услуги);
Материальность услуги (стоимость и материальное выражение затрат по удовлетворению потребителя).
Документальность услуги (фиксированная долговременная исчерпывающая информация, дающая представление о количественной и качественной стороне выполненной услуги).
Вид услуги:
Простая медицинская услуга, выполняемая по схеме «пациент» - «специалист» (например, измерение артериального давления);
Сложная медицинская услуга требует для своей реализации определенного состава персонала комплексного технического и фармацевтического оснащения, специальных помещений и т.д. и состоит из сочетания двух и более простых, дополняющих друг друга в достижении поставленной цели, услуг (например, диагностика заболевания в случае поликлинического обслуживания с лечебно-диагностической целью;
Комплексная медицинская услуга включает набор сложных и простых медицинских услуг и заканчивается либо постановкой диагноза, либо проведением определенного этапа лечения.
По функциональному назначению медицинские услуги могут быть:
Лечебно-диагностическими (направленными на установление диагноза или лечение заболевания);
Профилактическими (диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительными мероприятия);
Восстановительно-реабилитационными (связанными с социальной и медицинской реабилитацией больных);
Транспортными (перевозка больных, в частности, с использованием службы «Скорой помощи»);
Санитарно-гигиеническими (мероприятия, связанные с карантином, санпросветработа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор).
По условиям оказания медицинских услуг их можно разделить на оказываемые: на дому; в амбулаторно-поликлинических условиях; в процессе транспортировки («Скорая помощь»); в условиях стационара; в условиях интенсивной терапии и реанимации; в условиях карантина и т.д.
Направление услуги:
Пассивная (спрос-удовлетворение);
Активная (отсутствие спроса-удовлетворения);
Структура услуги:
ядро (свойства, в которых услуга выступает в качестве товара);
оболочка (вспомогательные функции и материальные свойства, без которых невозможно качественное представление услуги).
Свойства услуги: цель, приоритетность, вес, своевременность, экономичность, оперативность, эмоциональность, оснащенность.
Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том, что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов, процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией медицинской помощи.