Платные медицинские услуги играют сравнительно небольшую, но растущую роль в формировании ресурсов здравоохранения. В 1996 году население израсходовало на платные услуги здравоохранения 5,5 триллионов рублей. По сравнению с 1995 годом, доля этого источника выросла с 4,8 % всех расходов отрасли до 6,8 %. Однако, в расчете на душу населения эти средства составили в 1996 году всего 37 тыс. рублей, или 10 % прожиточного минимума при колебании этого показателя в регионах от 6 тыс. рублей (Республика Тува) до 85 тыс. рублей (г. Москва).
Это говорит о том, что платные услуги здравоохранения еще не заняли того места, которое они объективно призваны занимать в рыночно экономики. В связи с такой оценкой проведено макроэкономическое исследование состояния и перспектив платной медицинской помощи населению.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы на оплату медицинской услуги и оздоровительных услуг составляет около 1 % всех потребительских расходов. Данные же государственной статистики говорят, что в структуре платных услуг эти расходы составляют 6,3 %.
В процентном отношении платные услуги здравоохранения составляют 6,3 % всего объема платных услуг, в том числе медицинские услуги – 2,6 %; услуги физкультуры и спорта – 0,3%, Услуги санаторно-курортных учреждений – 3,4 %.
Платные услуги в сфере здравоохранения раньше получали негативную оценку у населения. В настоящее время отношение к ним меняется. Низкая заработная плата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной конъюнктуры. В этом случае государство призвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно работать на легальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию их профессионального самосознания.
Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, к которым могут относится:
обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;
максимализация текущей прибыли;
завоевание доли рынка;
изыскание дополнительных средств на развитие;
стимулирование труда;
переход на самофинансирование;
обеспечение доступности медицинской помощи для большинства населения региона.
Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:
средние издержки + прибыль;
безубыточность + нулевая прибыль;
установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;
установление цен на уровне цен других учреждений;
установление цены на договорной основе.
При определении цены медицинской услуги учитывают такие факторы, как:
себестоимость услуги;
цены на аналогичные услуги в других ЛПУ;
уровень спроса на данный вид услуги;
стимулирующий размер оплаты труда работников.
Главный фактор – себестоимость услуги, которая определяет минимально возможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость больницы должна рассчитываться особенно тщательно, возможно, по специально созданной компьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты:
зарплата основного медицинского персонала по бестарифной системе, с учетом факторов времени и нормативов затрат труда;
зарплата обеспечивающего персонала в составе накладных расходов, определяемых по внутреннему нормативу;
прямые затраты на медикаменты, питание больных, перевязочные материалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту;
амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов, медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткого инвентаря;
общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.
После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат, входящих в себестоимость медицинской услуги, можно приступить к калькуляции этих затрат.