Доступ к сбытовым сетям.
Эффект опыта и преимущество по издержкам.
Другими факторами, способными повлиять на решимость новой фирмы, являются ее представления о силе реакции уже имеющихся конкурентов и об отпоре, который они могут оказать новичку. Воздействие возможного отпора зависит, в частности, от следующих факторов:
прошлого опыта и агрессивной репутации по отношению к новым фирмам;
степени важности рынка товара для уже действующей на нем фирмы;
доступности крупных финансовых ресурсов и степени их ликвидности;
возможности переноса ответных воздействий на основной рынок новой фирмы.
Эта совокупность условий существование барьеров входа и способность к отпору и определяет силу, удерживающую потенциальных конкурентов от прихода.
Товары-заменители - это товары, выполняющие ту же функцию для той же группы потребителей, но основанные на другой технологии. Эти то вары создают перманентную угрозу, поскольку замещение всегда воз можно. Данная опасность может возрасти, например, в результате технологических достижений, изменяющих отношение качество/цена замени теля по сравнению с существующим на рынке товаром.
Покупатели обладают определенной силой торговаться со своими поставщиками. Они могут влиять на потенциальную рентабельность того или иного действия фирмы, заставляя фирму снизить цену, требуя более обширных услуг, более благоприятных условий платежа или играя на существующей конкуренции
Уровень этой способности добиваться вы годных условий зависит от целого ряда факторов:
группа клиентов сконцентрирована или объем ее покупок составляет значительную долю продаж поставщика;
товары, приобретаемые клиентом, составляют важную часть его собственных издержек, что побуждает его торговаться особенно упорно;
товары слабо дифференцированы, и клиенты уверены, что найдут других поставщиков;
издержки перехода, связанные со сменой поставщиков, для клиента незначительны;
клиенты представляют убедительную угрозу интеграции « назад» и поэтому являются опасными претендентами на приход на рынок;
клиент обладает исчерпывающей информацией о спросе, реальных ценах рынка и даже об издержках поставщика.
Отсюда следует, что выбор своих покупателей - это важное стратегическое решение. Фирма может существенно улучшить свои конкурентные позиции, следуя политике отбора клиентуры, цель которого состоит в том, чтобы иметь выгодный портфель заказчиков и за счет этого из бежать любой формы зависимости от групп покупателей.
Способность поставщиков добиваться выгодных условий от клиентов обусловлена тем, что у них есть возможность повысить цены на свои по ставки, снизить качество товаров или ограничить их объем, поставляемый конкретному клиенту. Сильные поставщики могут таким образом влиять на рентабельность действий клиентов, если клиенты неспособны скомпенсировать повышение издержек соответствующим повышением цены своих товаров.
Анализ конкурентных ситуаций.
Интенсивность и конкретные формы конкурентной борьбы между прямыми соперниками на рынке товара варьируют в зависимости от характера конкурентной ситуации. Она описывает степень взаимозависимости конкурентов, возникающей в результате их действий. Проводя анализ ситуации на конкретном рынке, удобно опираться на различные конкурентные структуры, предложенные экономистами и описанные в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Обычно различают четыре таких структуры: чистая (или совершенная) конкуренция, олигополия, монополистическая (или несовершенная) конкуренция и монополия