Процесс проектирования и конструирования упаковки
Дизайнерская деятельность реализуется в процессе проектирования. Процесс этот сложен и многопланов и требует развернутого методического описания. С точки зрения деятельности процесс можно рассматривать как последовательное выполнение действий (операций) для получения намеченного результата. Можно представить его и как развернутое во времени движение от некоторой условной исходной ситуации к условно конечной цели. Он может быть рассмотрен во взаимодействии внутренних и внешних факторов проектирования, в логике развития проектной мысли и преобразования объекта, как этапы создания проектной документации и т.п. Основанием для выделения способов методического описания художественного конструирования упаковки служит методологическая модель проектной деятельности, включающая в себя следующие основные её элементы: «предмет», «объект», «субъект», «операция», «этап».
Фундаментальной категорией, определяющей процесс проектирования упаковки, является цель проекта. От целей зависят направление и содержание процесса, используемые методы и средства и т.д. В каждом конкретном случае обычно преследуется множество целей, субординируемых по значимости, что находит выражение в конечном проекте упаковки: в нём устанавливается некоторое равновесие решений, реализующих поставленные цели. Цели различаются и в таком отношении: одни задаются извне (заказом на разработку, потребностями потребителя например), другие ставит сам дизайнер; одни определяются с самого начала, другие появляются по мере развития процесса проектирования. Но все они, так или иначе, пропускаются через сознание дизайнера, и конечный результат является результатом авторского видения целей.
Упаковка как объект в процессе проектирования выступает в разных формах. Прежде всего, в форме заказа. Заказ есть своего рода контурное описание упаковки-объекта, в котором он выступает в виде исходных целевых свойств будущей материальной вещи-упаковки. В свою очередь целевые свойства являются выражением определенной социально-культурной потребности, и заказ является её прямым следствием.
Объект задан и самой формой деятельности с ним. Общественная практика, созидательный опыт, культура потребления вырабатывают, накапливают законы развития объекта. Они входят в само общественное сознание, в самый тип проектного мышления, а практически выходят на дизайнера в виде известных способов формирования объекта (например, в виде известных конструктивных решений и правил конструирования), методов решения задач, критериев оценки, наконец, в виде всевозможных норм деятельности, инструкций, методик и т.д.
Очевидно, что любой конкретный дизайн-процесс настолько многообразен и неповторим, что ни одно, даже самое подробное, методическое описание не может вместить в себя всего богатства его содержания, и столь же очевидно, что ни один, даже самый ёмкий, конкретный пример не охватит обобщённую методическую модель дизайн-процесса. Здесь в одной точке сходятся личность дизайнера - носителя определенной социально-культурной позиции, темы, идеалов, ценностей - и объект, данный в форме исходных человеческих потребностей, проблем, целей, условий и пр. На их пересечении включаются все механизмы проектирования. Сознание дизайнера выделяет в этой ситуации свой предмет, очерченный категориями «образ», «функция», «морфология», «технология». Возникнув, дизайн-деятельность воспроизводится затем на протяжении всего процесса проектирования, что обеспечивается, с одной стороны, сменой преобладающей в нем позиции дизайнера (исследовательской, критической, проектной), а с другой - сменой доминанты его содержания (функциональное, технологическое проектирование и т.д.). В этом движении осуществляются и преобразования объекта, развивается и воплощается замысел дизайнера.