- если организация испытывает трудности сбыта, то маркетинг – более важная функция;
- если под углом зрения маркетинга рассматриваются все другие функции организации, то маркетинг является наиболее важной, центральной функцией; Данный подход используется, если считается, что все функции должны выполняться скоординировано, исходя из задач наиболее полного удовлетворения потребителей, которые выполняют главную функцию в организации;
- по состоянию спроса. Этот подход используется, если маркетинг по отношению к другим функциям играет объединяющую роль, а потребитель выполняет в компании контролирующую функцию.
Таблица 1
Типология маркетинга
Тип маркетинга |
Цель маркетинга |
Конверсионный |
Изменить отрицательное отношение потребителей на положительное (состояние рынка, когда значительная часть его не любит продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования) |
Стимулирующий |
В условиях отсутствия спроса отыскать способы увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потребителей, чтобы изменить их безразличное отношение к продукту. А также при возможности преодолеть причины таких ситуаций: полное незнание потребителями возможностей продукта, устранение препятствий к его распространению и т.д. |
Развивающий |
Оценить размер потенциального рынка и разработать эффективные продукты, способные превратить спрос в реальный |
Ремаркетинг |
Восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода |
Синхромаркетинг (необходим при торговле товарами сезонного потребления или при непредсказуемом спадании конъюнктуры) |
Поиск новых способов сглаживания колебаний спроса, поочередный, заранее спланированный переход на различные географические и другие регионы рынка |
Поддерживающий |
Поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции |
Демаркетинг |
Изыскание способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений |
Противодействующий |
Убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов |
Основными понятиями, характеризующими определенность спроса, являются:
- Емкость рынка – верхний предел, к которому стремится спрос. Это потенциально, максимально возможный спрос. Объем рыночного спроса определяет некоторую долю от емкости рынка;