Современного руководителя, секретаря или, тем более, менеджера невозможно представить без компьютера. Современные информационные процессы приводят к полной автоматизации любого производства. Этот процесс затронул и управление предприятием. В системе наук менеджмента выделилась самостоятельная наука - инновационный менеджмент. Этот раздел занимается самыми новыми разработками в сфере менеджмента, маркетинга и управления предприятием.
Создание и использование ЭС является одним из концептуальных этапов развития информационных технологий. В основе интеллектуального решения проблем в некоторой предметной области лежит принцип воспроизведения знаний опытных специалистов - экспертов.
Поскольку прецедентные ЭС являются практически универсальным инструментом в обработке и использовании самых различных знаний, они используются во многих областях знаний: медицине (MYCIN), химии (DENDRAL), геологии (PROSPECTOR), математике (InterLisp), инженерном деле (АВК, ArhiCad), а также в военном деле, информатике, космической технике, метеорологии, промышленности, сельском хозяйстве, физике, электронике и юриспруденции. Причем это далеко не полный список.
Данные ПЭС являются суперсовременными, и их практическое применение в управлении персоналом началось только в XXI веке, эта проблема не достаточно освещена в научной литературе. Основное внимание уделяется техническим разработкам самих систем, а вот практическое применение в менеджменте персонала почти не встречается. В основном это статьи и краткие пояснения в научных работах программистов.
В данной работе сделана попытка рассмотреть современную прецедентную систему как инструмент инновационного управления персоналом. Начнем с канонического определения, которое приводят в своей широко известной книге Б. Сойер и Д. Фостер. Итак, современные экспертные системы (ЭС) - особые компьютерные программы, моделирующие действия эксперта-человека при решении задач в какой-либо предметной области на основе накопленных знаний, составляющих БАЗУ ЗНАНИЙ (БЗ).
ЭС - это совокупность методов и средств организации, накопления и применения знаний для решения сложных задач в некоторой предметной области. Экспертная система достигает более высокой эффективности за счет перебора большого числа альтернатив при выборе решения, опираясь на высококачественный опыт группы специалистов. Анализирует влияние большого объема новых факторов, оценивая их при построении стратегий, добавляя возможности прогноза.
В данной работе не имеет смысла рассматривать историю развития ПЭС, достаточно сказать, что на современном этапе используются системы 5 поколения. Они могут сами выделять наиболее характерные для группы работников качества, степень их выраженности и создавать нелинейные модели должностей (т.н. "многомерные многофакторные профили").
Не описывая сложнейший математический аппарат подобных систем, отметим, что в итоге для пользователя они получились намного более простыми, чем предыдущие. Применение прецедентов позволило уменьшить число диагностируемых параметров, а использование факторного анализа в сочетании с возможностями процессоров Pentium - автоматизировать практически все функции системы. Ручной режим в таких системах сохранен только для специалистов - менеджеров по персоналу, психологов и т.п.
При всех своих достоинствах, прецедентные экспертные системы трудны в изготовлении и эффективно работают, имея базу прецедентов (т.е. результаты обследований) в несколько сотен тысяч человек. Подобные системы в мире изготавливает менее двух десятков фирм, на их создание уходит не меньше 5-6 лет.
Такие системы приходят к своим решениям во многом на основе человеческих наблюдений и фактически, наряду с математическими алгоритмами, используют человеческую логику для принятия решений. И в этом их огромное и принципиальное преимущество.
При этом простота в обращении, высокая пропускная способность и многогранность результатов позволяют использовать прецедентные экспертные системы практически во всех сферах работы с персоналом.
Использование ЭС в данном приложении может быть, возможно, но не оправдано. Применение ЭС может быть оправдано одним из следующих факторов:
· решение задачи принесет значительный эффект, например экономический;
· использование человека-эксперта невозможно либо из-за недостаточного количества экспертов, либо из-за необходимости выполнять экспертизу одновременно в различных местах;