На российском рынке коньяка наблюдается стабильный ежегодный рост, при этом происходит и рост фальсификатов, доля которых составляет не менее 40%. В 2007 году легальная часть выпускаемой в России продукции составляла 6,8 млн. дал. К 2010 году планируется ее увеличение до 10,5 млн. дал, то есть на 33%. При этом объем коньяка, произведенного из российских коньячных спиртов, также предполагается увеличить на 33% – с 3 до 4 млн. дал.
В течение долгого времени продолжалась борьба французско-армянского бренда «Арарат» с «остатками» российского «Арарата» в лице питерского одноименного коньячного завода. Похоже, наконец дело приблизилось к финалу – арбитражный суд принял к производству иск КУГИ к ЗАО «Санкт-Петербургский завод «Арарат» о расторжении договора аренды. Оказывается, можно победить и таким путем…
Российский рынок коньяка настолько привлекателен, что его рост будет продолжаться, правда, те компании, которые работают на французском сырье, завозят коньячных спиртов из Франции намного меньше, чем производят коньяка. Но это не проблема, особенно на фоне того, что около 40% рынка занимает откровенный фальсификат.
Рынок коньяка можно разделить на следующие сегменты:
1. Первый сегмент составляют элитные импортные коньяки, преимущественно производства Франции, средняя розничная цена которых -не менее 2500 руб. за 1 литр. К этой группе можно отнести следующие марки: «Мартель» (VS*, VSOP**), «Курвуазье» (VS, VSOP, ХО***), «Гастон де Лангранж» (VSOP, ХО, «Отард» (VSOP, ХО), «Реми Мартин» (VSOP), «Хеннесси» (VS, VSOP).
2. Второй сегмент составляют качественные, импортные коньяки производства Армении, Грузии, в меньшей степени Молдовы средней розничной цены - 1000 руб. за 1 литр. Возраст данных коньяков не менее 5 лет. В эту группу входят, например, такие марки как: «Белый Аист», «Операнда» (7 л.в****.), «Арома», «Чезар» (5 л.в.), «Маршал» (7 л.в.), «Дружба» (8 л.в.), «Ахтамар» (8 л.в.), «Васпуракан» (8 л.в.), «Ани», «Отборный», «Арарат» (5 л.в.).
3. Третий сегмент составляют качественные коньяки преимущественно Российского происхождения средняя розничная цена которых колеблется в диапазоне от 300 до 600 руб. за 1 литр. В этот сегмент входят такие популярные марки коньячной продукции как «Московский» 4 л.в. («МВКЗ «КиН»), «Арарат 3 зв.» (ЕКЗ «Арарат»), «Лезгинка» (Кизлярский КЗ), «KVINT 3 зв.», «KVINT 5 зв.» (Тираспольский ВКЗ KVINT, Молдова).
Данный сегмент занимает 70 % от общего объема рынка. (К сожалению, в сегмент 3 вошли и фальсифицированные напитки. Однако, точных данных их процентного содержания в данном сегменте в литературе не найдено.). В итоге в Российской Федерации сформировалась сильно дифференцированная по цене структура рынка.
По прогнозам многих аналитиков сегмент коньячного алкогольного рынка будет расти и в первую очередь за счет потребления элитных коньяков. Однако в России, где уровень жизни не очень высокий, за исключением Москвы (именно поэтому существует необходимость разделения коньячного рынка на Московский и региональный), подобная продукция пока не может иметь массовый спрос. Именно поэтому многие российские производители стали ориентироваться на платежеспособность населения, изготавливая более доступный для потребления коньяк. Коньяки зарубежных стран — производителей имеют более высокую цену. Из этого, конечно, не следует, что из зарубежья приходит только высококачественный коньяк, а в России изготавливается продукция более низкого сорта.
Таким образом, анализируя рынок коньяков в России следует отметить, что, несмотря на снижение доли крепких алкогольных напитков (в 2005 году она снизилась до 55,5 % против 57,9 % в 2004 году) в стране увеличивается выпуск коньяков. Так за 5 месяцев 2008 года, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), выпуск коньяков в стране вырос на 34,4 % и составил 3,6 млн. дал.
Известно, что если продукт завоевал уверенную позицию на рынке, важно сохранить качество, благодаря которому он пользуется устойчивым спросом