Чем меньше объем бутылки, тем быстрее созревает и стареет вино. К винам с длительной выдержкой, прежде всего, следует отнести такие французские вина, как вина Медока, Грава, Сент-Эмильона, Помероля, Сотерна, Гран Крю и Премьер Крю Бургундии, лучшие вина Долины Роны, крепленые вина Порто, Херес, Мадейра, великие вина Италии и Испании, немецкие вина позднего сбора.
Этикетка – визитная карточка вина
Носителями производственной маркировки являются этикетки и кольеретки, наклеиваемые на бутылку, а иногда и на колпачки. Несмотря на то, что единство маркировки относится к обязательным требованиям, в последнее время действующие стандарты нередко нарушаются. В стандартах предусматривается указание следующих реквизитов: наименование предприятия-изготовителя и изделия, крепость в % об., содержание сахара в г/см³, вместимость бутылки в л., обозначение стандарта на продукцию.
Кроме названных реквизитов, общих для всех алкогольных напитков, в маркировке вин предусматривается указание товарного знака, даты разлива (на оборотной стороне этикетки). Наименование предприятия, производившего разлив, указывается на лицевой и оборотной сторонах этикетки, или оттиском на колпачке, который надевается на горлышко бутылки. Маркировка марочных и коллекционных вин имеет свои дополнительные особенности. На бутылке с этими винами наклеивают кольеретку с указанием вида вина – «марочное» или «коллекционное», а также срока выдержки или года урожая винограда, из которого изготовлено вино, и срока выдержки в коллекции. На бутылки с винами допускается дополнительно наклеивать рекламную этикетку и кольеретку.
Этикетку – кольеретку с соответствующей надписью наклеивают и на бутылки с выдержанным ликером. На обороте этикеток компостером или штампом наносят номер бригады и дату розлива. Этикетки могут быть привязаны к горлышкам графинов. Для ликероналивочных изделий применяют иногда наплавление этикеток на стекло. В этом случае номер бригады и дату разлива проставляют на колпачке. Кроме того, на колпачке могут быть указано наименование изготовителя или его фирменный знак.
Языковая доступность информации об алкогольных напитках на маркировке ранее предусматривалась только в стандарте на вина.
Вино является напитком, качество которого может меняться в зависимости от происхождения, почвы, винификации и т.д. Поэтому строгая регламентация позволяет потребителю узнать по этикетке происхождение, тип и свойства вина. Существует определенная тонкость в торговле вином: этим может заниматься как производитель, так и негоциант. Производители вина - это те люди, которые владеют виноградником, сами обеспечивают все стадии производственного процесса, начиная от посадки лоз до разлива готового вина по бутылкам. На этикетках вин от производителя могут стоять следующие надписи: "Mis en bouteille au chateau" (произведено и разлито в замке), "Mis en bouteille a la propriete" (произведено и разлито в имении). Негоцианты не имеют собственных виноградников и скупают вино у мелких производителей, то есть выступают как посредники. Часто они полностью контролируют процесс выращивания винограда и производства вина. На бутылках негоциантских вин стоят такие надписи, как "Mis en bouteille par + название фирмы", "Mis en bouteille dans la region de production".