Регион, на котором будут проводиться маркетинговые исследования, был выбран город Набережные Челны, находящийся в умеренной климатической зоне Европейской части РФ.
По данным городской службы статистика на 01.08.2010 г. Население составляет 510,3 тысяч человек. Из них пенсионеры 115,5 тысяч человек, т.е. 20,64%. Детей до 18 лет примерно 120 тысяч человек – 23,52%. Соответственно трудоспособное население 274,74 тысяч человек, т.е. 53,84%. Из трудоспособного населения безработными является 10,8 тысяч человек. В качестве потенциальных покупателей выбрано население с доходом свыше 8000 рублей они составляют 71% работающего населения.
274,47*0,71=195,07 тысяч человек.
Предполагаем, что 1/4 всех пенсионеров признаваемых экономически активными так же являются потенциальными покупателями. Потенциальный покупатель – частное лицо или организация, не являющиеся в данный момент клиентом компании, но входящие в целевую рыночную группу этой компании. Теоретически потенциальный покупатель может стать реальным, если будут выполнены определённые условия (более интенсивная реклама, повышение качества, снижение цены, умелая работа менеджеров по продажам и т.д.).
115,5*0,25=28,87 тысяч человек.
Таким образом, общее количество потенциальных покупателей:
195,07+28,87=223,93 тысяч человек.
Согласно данным СМИ уровень насыщенности продаваемого товара равен 100%. Поэтому количество действительных покупателей совпадает с количеством потенциальных. Насыщенность рынка – количественный показатель, характеризующий наличие товаров в торговле по ассортиментному перечню.
Средний состав семьи в городе Набережные Челны 2,94 человека. Это дает возможность предположить, что в каждом домохозяйстве, в среднем, два взрослых, имеющих доход, человека. Это так же означает, что банка кофе покупается на семью. Следовательно, реальные покупатели составляют:
195,07/2=97,54 тысяч человек.
28,87/2=14,44 тысяч человек.
Реальные покупатели:
97,54+14,44=111,98 тысяч человек.
Трудоспособный человек на продукты питания затрачивает 29,1% своего дохода, на другие продукты питания 0,7%, т.е. 2,41% от затрат на питание. Из 0,7% на кофе тратит 50%, т.е. 0,35% всего бюджета.
Среднемесячный доход категории населения выбираем исходя из количества выбранных групп и среднего количества людей в одной семье.
((8000,1+10000)/2+(10000,1+15000)/2+(15000,1+25000)/2+(25000,1+50000)/2)/4=19750,05 рублей на человека.
19750,05*2,94/2=29032,57 рублей.
Средняя пенсия в городе Набережные Челны равна 7242,97 рублей.
Необходимо вычислить емкость рынка. Емкость рынка – это общий объём спроса на товар, услугу. Определяется по формуле:
Е=Дср * Преал*Дб, руб.
Где, Дср - это среднемесячный доход выбранной категории населения;
Преал - количество реальных (для товаров длительного пользования) или действительных покупателей;
Дб – доля семейного бюджета затрачиваемого на товары данного вида.
Вычислим емкость отдельно для трудоспособных и пенсионеров.
Етр = 29032,57*97540*0,0035=9911039,4 рублей.
Епенсионер = 7242,97*14440*0,0035=366059,7 рублей.
Е = 9911039,4+366059,7=10277099,1 рублей.