Нормы налогообложения;
Обменный курс валют;
Цены на энергии т.д.
Например, появление обеспеченных слоев населения формирует платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социально-культурной сфере.
Политические факторы –
Изменения в законодательстве, регулирующие экономические процессы;
Базовые характеристики политической подсистемы;
Отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны;
Группы лоббирования, существующие в органах государственной власти.
Анализ внутренней среды должен выявить конкурентные преимущества организации, связанные с ее ресурсным потенциалом:
Квалифицированный персонал;
Имиджевый потенциал;
Материально-техническая база;
Информационные ресурсы;
Недвижимость;
Финансовые ресурсы;
Собственные ноу-хау.
При дальнейшей проработке стратегических линий проводят сегментирование рынка по различным критериям. Основными из них являются: возрасти, доход, семейное положение, жизненный цикл семи, образ жизни, жизненные ценности и т.д.
Все сегменты должны соответствовать следующим условиям:
Измеримость (возможность измерения размера и характеристик сегмента);
Значимость (способность приносить хотя бы минимальную прибыль);
Доступность (возможность доступа и обслуживания сегмента);
Реальность (возможность применения стратегий по обслуживанию сегментов).
Эти условия требуют соответствующей информации, для сбора, анализа и хранения которой необходима специальная исследовательская программа.
Особенности сегментирования рынка услуг социально-культурной сферы обусловлены следующими обстоятельствами:
Территориальная ограниченность;
Территориальные особенности;
Природно-климатические факторы;
Сегменты индивидуальных потребителей и организаций – клиентов.
Следующий шаг в выработке стратегической линии – позиционирование на рынке социально-культурных услуг. [6]
Позиционирование организации предполагает создание отличного от конкурентов положения организации на рынке, которое гарантировало бы ей стабильное положение в течение длительного времени: создание уникального ряда товаров и услуг, обеспечение восприятия целевым рынком и этого ряда, и самой организации как уникальных. Организации и услуги социально-культурной сферы занимают позиции относительно конкурирующих организаций и услуг, поэтому качество и уровень сервиса оцениваются относительно того, что предлагается конкурентами. Позиционирование на рынке социально-культурных услуг предполагает четкий выбор целей:
В рамках какого сегмента рынка организация хочет конкурировать;
Какую позицию относительно других конкурентов она должна занять;
Какой должна быть концепция услуги для решения этой задачи.