Заключение

В заключение всего вышесказанного следует задать некоторые вопросы этического толка. Например, не противоречит ли модель маркетинга новых идей интересам потребителя? В конце концов, по своей сути маркетинг новых идей предлагает и даже навязывает потребителю продукты, о необходимости которых он не догадывался. Не является ли это некой попыткой управлять выбором потребителя, вместо того, чтобы он делал этот выбор сам за себя?

Все эти вопросы вполне закономерны и справедливы. Однако аргументов в пользу маркетинга новых идей немало. Не надо забывать и о том, что реальные механизмы воплощения классического маркетинга тоже не идеальны. Сколько полезных и даже гениальных изобретений были похоронены еще в момент разработки из-за некачественно проведенных исследований или из-за бюрократических процедур?

Кроме того, в сегодняшнем рыночном пространстве, где царит инновация, а конкуренция очень сильна, в некоторых товарных группах иной альтернативы давно не существует. Это просто сложившийся факт. Потребители, которые искренне удивляются, почему в сотовом телефоне нужна телекамера, или зачем городскому жителю внедорожник, составляют меньшинство, да и они, в конце концов, нередко останавливают свой выбор на подобных продуктах. Разве после этого можно утверждать, что не конечный потребитель определяет успех или провал инновации?

В заключении хотелось бы сказать, что знание и глубокое изучение маркетинга являются залогом процветания фирмы, активной деятельности фирмы в условиях высокой конкуренции. Недооценка важности маркетингового взаимодействия с потребителями товаров и услуг может привести и часто приводит к краху самых блестящих технических и производственных начинаний, так как они оказывались лишенными логического финала – доведения продукции до потребителей. Маркетинговая литература пестрит подобными примерами. Значение маркетинга, в первую очередь, определяется возросшей конкурентностью современной экономики и необходимостью сбыта продукции в этих условиях. Поэтому маркетинг органично совмещает в себе две связанные между собой цели. С одной стороны, это инструмент конкурентной борьбы, а с другой стороны – средство адаптации производства к потребностям потребителей. В связи с этой двойственностью маркетинг можно интерпретировать как средство конкурентной борьбы через более полный учет потребностей потребителей.

[1] Голубков Е.П. «Маркетинг как концепция рыночного управления». – Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2000

[2]Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.5

[3] Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.6

[4] Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.8

[5] Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.9

[6] Котлер Филип – Основы маркетинга. – М.,Прогресс,1992 стр.71

[7]Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.13

[8] Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.82

[9] Уткин Э.А. Маркетинг. – М., Экмос,1998, стр.90

[10] С. Дибб, Л.Симкин, Дж.Брэдли Практическое пособие по маркетинговому планированию - СПб, Питер. 2001 стр.51

[11] http://www.makmark.ru «Маркетинг и российский рынок» 2004

[12] Голубков Е.П. «Современные тенденции развития маркетинга». – Маркетинг в России и за рубежом. №1 / 2004