Выделение функции закупок характеризуется необходимостью специализации фирм. Невозможно найти компанию, которая могла бы производить все материальные ресурсы используемые ею в своем производственном процессе. Материальные ресурсы проходят через цепочку организаций и предприятий осуществляющие их закупки с целью последующей переработки для продажи.
Основной целью логистического управления закупками является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в определенном временном режиме с минимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка и распределение МР в процессе производства. На этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Для этого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативного регулирования и контроля за процессом обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.
Регулирование процессов продвижения материальных потоков основывается на:
Ø контроле за планами закупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;
Ø контроле за непосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочных работ;
Ø оперативном контроле за приемкой продукции и направлении материальных потоков на рабочие места.
Процесс управления материальными потоками в закупочной логистике можно рассматривать с двух позиций: управление запасами и регулярного анализа и организация поставок материальных ресурсов на предприятие (т. е. управление поставками).
Т.о., процесс закупки представляет собой экономически-целесообразное приобретение товаров и услуг, произведенных не самим потребителем. После принятия решения о производстве определенного вида продукции и приобретении необходимого оборудования – осуществляется процесс закупки.
Одним из важных условий повышения конкурентоспособности фирмы является нахождение наиболее приемлемых условий закупки.
Для этого рассмотрим основные задачи процесса закупки продукции:
1. Носящие информационный характер (определение собственных потребностей и исследование рынка поставщиков;
2. Подготовка и заключение договоров о поставке продукции, ее хранении, транспортировки и т.п.;
3. Соблюдение сроков, объемов и качественных характеристик закупаемой продукции.
Функции закупок заключаются в определение типов МР, товаров и услуг которые необходимо приобрести у сторонних организаций, а так же поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов транспортировки и т.д.
Таким образом, процесс организации закупок можно охарактеризовать следующими этапами:
1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.
2. Выбор форм и источников материально-технического снабжения
3. Размещение заказов и их реализация.
4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.
5. Поддержание отношений с поставщиками.
Т.о., закупочная логистика охватывает информационную и управленческую деятельность, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет осуществлять надежное и качественное обеспечение производственных и коммерческих предприятий материальными ресурсами и товарами.