Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления.
В процессе производства, запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции; запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного цикла и т.д.
Таким образом, поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, рассмотрим запас - как материальный поток на определенном временном интервале, в процессе приложения к нему различных логистических операций.
Классификация запасов:
1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) можно выделить следующие группы запасов:
Ø запасы материальных ресурсов;
Ø незавершенного производства;
Ø готовой продукции;
Ø тары и возвратных отходов.
2. По отношению к логистическим операциям:
Ø Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.
Ø Производственные запасы – это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т.п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного цикла. Производственные запасы подразделяются на: текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные).
Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единиц измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка, сезонность производства и потребления.
Ø Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы производителя предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе продажи. Сбытовые запасы подразделяются на: текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, устаревшие (неликвидные), а также запасы продвижения.
Сбытовые товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.
Ø Совокупные запасы – это сумма товарных, производственных, транспортных запасов, незавершенного производства и т.д.
Ø Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому. Размер транспортных запасов, определяются расстоянием на которое перевозятся грузы, коэффициент звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевая и региональная специализация, время пребывания запасов в пути (т.е. время транспортировки определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а так же нормативами сроков доставки грузов (в днях).
Ø Запасы находящиеся в процессе грузопереработки – это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.