Под позиционной обороной
понимается оборонительная стратегия рыночного лидера, направленная на поддержание завоеванных в конкурентной борьбе позиций. Это может быть поддержание завоеванной доли рынка, сохранение контроля за каналами товародвижения и т.п. Такая стратегия редко приносит положительные результаты, а потому применятся рыночным лидером только в комплексе с другими стратегиями.
Сжимающаяся оборона
основана на том, что организация, выражаясь шахматным языком, «жертвует» ослабленным сегментом рынка в пользу конкурентов. Это позволяет сконцентрировать ресурсы на более сильных сегментах. Например, фирма «Мерседес» прекратила выпуск 600-х моделей (как выражались, «слонов») и сконцентрировала свои усилия на среднем классе.
Упреждающая оборонительная стратегия
основана на опережающих действиях рыночного лидера, делающих планируемую атаку потенциальных конкурентов невозможной или ослабляющих таковую. Например, предвидя появление на рынке нового конкурента, лидер снижает цену на свою продукцию.
Фланговая оборонительная стратегия
направлена на защиту наиболее уязвимых мест в позиции организации на рынке, куда прежде всего могут направить свои атаки конкуренты.
Если упреждающая и фланговая стратегии не приносят ожидаемых результатов, то рыночный лидер может применить оборону с контрнаступлением.
Осуществляющий такую стратегию лидер, достаточно изучив слабые места атакующего конкурента, может «ударить» наверняка, противопоставляя, например, в рекламе эффективность своего стирального порошка недоработанной новинке конкурента.
Кроме этого, менеджерам и маркетологам любой организации полезно задумываться над тем, что и как нужно сделать для ограничения притока конкурентов на целевой сегмент. Такие ограничения иногда именуются барьерами на входе
. Высокие барьеры на входе очень полезны для организации, так как ограничивают конкуренцию, а потому их создание чрезвычайно эффективно для повышения конкурентоспособности. Некоторые барьеры на входе приведены в табл. 5.
Таблица 5
Барьер иа входе |
Комментарий |
Местоположение |
В различных видах бизнеса местоположение - ключевой момент. Особенно это заметно в розничной торговле. Для того чтобы занять выгодное местоположение, надо попытаться занять его раньше других, попытаться приобрести или предпринять меры по созданию выгодного местоположения. Например, лоббируя перенос остановки общественного транспорта к месту вашего бизнеса |
Минимизация издержек |
Постоянная работа над минимизацией издержек - один из самых действенных, труднопреодолимых для конкурентов барьеров. Здесь важно понимать, что предела такой работе нет |
Интеллектуальная собственность (патенты) |
Патенты имеют огромное значение для получения конкурентного преимущества в любом бизнесе. Всегда нужно проверять, не имеет ли организация идей, которые можно запатентовать |
Торговая марка |
Безусловно, создание привлекательной торговой марки — это барьер. Другое дело, что работа эта долгая и дорогая |
Знания |
Этот барьер часто не учитывают. Но нет ничего важнее, чем знания о том, что ценит клиент. Крайне важно привлекать лучших специалистов и полностью использовать потенциал имеющихся |