Бенчмаркетинг

В последнее время много говорят о бенчмаркетинге. Он возник на стыке менеджмента и маркетинга и внес своеобразное смятение в умы теоретиков бизнеса. Одни считают его продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие — программой по улучшению качества, третьи причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. На самом деле, бенчмаркетинг — это продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции, впервые появившийся в Японии. В основе бенчмаркетинга лежит сравнение товара конкурента или какой-либо его части с товаром организации, проводящей анализ с целью повышения конкурентоспособности.

Рождение бенчмаркетинга относят к концу 50-х г. XX в. Именно в этот период японские специалисты посещали наиболее известные компании в США и Западной Европе с целью абсорбирования идей, которые незамедлительно реализовывались в японских компаниях.

На Западе бенчмаркетинг, в современной его трактовке, впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 г. В тот период конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Это привело к катастрофическому уменьшению доли рынка корпорации. Для решения этой проблемы Xerox провел сравнительный анализ товаров конкурентов, на основании которого разработал уникальные рыночные предложения.

Сегодня владение и эффективное использование технологий бенчмаркетинга — неотъемлемое условие рыночного успеха организации.