в своем исследовании «Конкурентные преимущества стран», опубликованном в 1991 году. Он полагает, что «на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». В зависимости от правильного выбора конкретной стратегии фирмы будет зависеть успешное функционирование на внешнем рынке. Это наиболее интересная и современная на данном этапе теория.
Основной экономической единицей конкуренции согласно М.Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих сходные товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. На конкуренцию в отрасли влияют следующие факторы: возможность появления новых конкурентов; возможность появления новых товаров и услуг; способность поставщиков торговаться; способность покупателей торговаться; уровень противостояния уже имеющихся конкурентов. Эти факторы влияют на то, какую позицию занимает фирма в отрасли: имеет конкурентное преимущество или нет, что сказывается на установленных фирмой ценах, расходах, капиталовложениях, а в конечном счете и на прибыльность не только самой фирмы, но и на отрасли.
Фирмы добиваются успеха и высоких результатов, если находят новые способы конкурентной борьбы в своей отрасли и выходят с ними на рынок. Это могут быть либо новые, либо изменчивые товары, либо обновленный производственный процесс, либо новый подход к маркетингу путем реализации товара и др. Фирмы, быстро реагирующие на изменения, происходящие в отрасли, на изменения структуры рынка, получают преимущество, позволяющее им снижать издержки, выбирать более выгодные каналы распространения товара и источники сырья и др. Данные принципы конкурентной стратегии могут одинаково относиться как ко внешнему, так и внутреннему рынку. Но наряду с этим международная конкуренция имеет свои особенности, которые зависят от типа отраслей. М.Портер различает два типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции: 1. Множественно-национальные отрасли, т.е. в международном масштабе, представляют собой совокупность национальных отраслей. Осуществление единой стратегии в подобных отраслях не представляется возможным. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки. 2. Глобальные отрасли, которые имеют единую область конкуренции по всему миру. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную с единым подходом к продаже продукции во многих странах.
Таким образом, теория Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны. Для национального рынка эта классификация несущественна, но на внешнем рынке она играет ключевую роль: успеха в международной торговли добьется страна, правительство которой сосредоточит внимание на предприятиях отраслей второго типа.
Резюмируя отметим, что ни одна из теорий сегодня не утратила актуальности, просто одни в большей, а другие в меньшей степени влияют и объясняют тенденции развития современной мировой торговли. Однако следует отметить, что международная торговля в начале ХХI века существенно отличается от первой половины прошлого столетия прежде всего тем, что весьма значительная ее часть представлена внутрифирменным товарооборотом между материнскими и дочерними компаниями и филиалами крупнейших компаний. Поэтому объяснение экономической основы международной торговли на базе теории сравнительных преимуществ не дает достаточно убедительных результатов.