Можно выделить следующие группы источников информации, собираемой в рамках МИС:
Информация, уже имеющаяся в других информационных система организации.
Как правило, в электронной форме уже имеется информация о текущих продажах, ассортименте продукции, финансах др. Если эта информация нужна в создаваемой МИС, то надо обеспечить доступ к ней. Однако эта информация собирается для других целей и формы ее представления могут быть совершенно различны. Если это требуется, создаваемая МИС должна обеспечивать доступ к этой информации.
Покупаемая информация,
в первую очередь базы данных, закупаемые для МИС. Можно отметить следующие виды информации, как правило, уже имеющиеся в форме баз данных: статистическая, адресная, коммерческая информация, реклама и др. К большинству из этих виде информации сейчас можно иметь доступ из сети Internet.
Самостоятельно собираемая информация.
Для маркетинговой ИС это будет информация о товарах, рынках, потребителях, конкурентах, ценах, каналах сбыта, маркетинговых исследованиях, мероприятиях по сбыту и др.
Соотношение между объемами информации и затратами на нее перечисленных выше групп источников информации примерно также т.е. на самостоятельно собираемую информацию может приходиться до 80% затрат. Поэтому к выбору этой информации надо подходить особенно тщательно.
МИС наиболее эффективна в следующих условиях:
при активной рыночной стратегии фирмы;
при высоком уровне конкуренции (при работе на зрелых рынках);
при высокой скорости изменения внешней среды, в которой работает организация;
при быстро меняющемся ассортименте выпускаемой продукции или услуг;
при большом числе клиентов и работе сразу на нескольких рынках в разных регионах.
Можно отметить, что, к сожалению, деятельность многих российских организаций подпадает под характеристики не «активной», а «реагирующей» стратегии. Как следствие этого хорошая информационная система по сбору маркетинговой информации вряд ли поможет таким фирмам.
Большинство информационных систем разрабатывается исходя только из предположений разработчиков о том, что эта система должна делать, и какую информацию обрабатывать, а также исходя из имеющихся технических и программных средств. Поэтому функции ИС и ее стоимость могут не удовлетворять большинство предполагаемых пользователей.