SWOT-анализ

Одним из наиболее удобных и действенных методов сопоставления данных для выбора альтернатив развития является метод «SWOT-анализ», или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Суть метода состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы, которое производится экспертным путем с помощью специальной матрицы. По вертикальной оси матрицы располагаются факторы внутренней среды фирмы, по горизонтальной — внешней среды. Сама матрица состоит из 4 квадратов, каждый из которых имеет свое значение и название. (таблица 2.1.). Первый квадрат показывает, может ли фирма использовать 'благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов. Второй — описывает, есть ли у фирмы возможность приспосабливаться к рыночным условиям, или как она может, используя свои сильные стороны (компетенции и навыки), противостоять угрозам внешней среды. Третий квадрат носит название «Что изменить?» и показывает, можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости. Четвертый квадрат представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос: «Что мешает предприятию развиваться и достигать целей, выявленных в квадрате I ?» В результате SWOT-анализа получают системное описание ситуации.[4,с.185]

Таблица 2.1.

Матрица SWOT. Обобщённый вид.

Внешняя среда (рынок)

Внутренняя среда (фирма)

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

I. Развитие

II. Компенсация угроз

Слабые стороны

III.Что изменить?

IV. Проблемный

Таблица 2.2.

Базовые факторы оценки внутренней и внешней среды фирмы

К факторам оценки внутренней среды фирмы традиционно относятся

К факторам оценки внешней среды фирмы традиционно относятся

1. Организационные

- организационная структура;

- гибкость системы управления;

- формы контроля и их наличие или отсутствие;

- наличие взаимодействия между подразделениями;

- информационная взаимосвязь подразделений

2. Производственные

- производственная мощность;

- качество оборудования;

- использование мощностей;

- качество товара;

- ноу-хау;

- себестоимость;

- снабжение сырьем и материалами

3. Маркетинговые

- известность марки;

- полнота ассортимента;

- позиции по распределению;

- организация физического распределения (транспорт, хранение, обработка);

- сервис для клиентов;

- квалификация персонала

1. Факторы спроса

- потенциал рынка;

- динамика или темпы роста / сокращения рынка;

- структура спроса (скорость проникновения и приверженность);

- доля фирмы

2. Факторы конкуренции

- количество значимых конкурентов;

- сила марок конкурентов;

- наличие прямых заменителей;

- наличие косвенных заменителей;

- степень ценового давления;

- технологическое развитие

3. Факторы сбыта

- количество посредников;

- наличие организованных сетей распределения;

- сила посреднических марок;

- условия поставок

4. Распределение ресурсов

- доступность сырьевых источников

5. Макрофакторы

- законодательное регулирование;

- рентабельность отрасли;

- темпы инфляции;

- инвестиционная привлекательность отрасли

Перейти на страницу: 1 2