Результаты моделирования показывают, что в условиях ценообразования, существующего на фармацевтическом рынке, и отсутствия достоверных данных о характеристиках спроса наилучшей для продавца является осторожная стратегия, когда объём планируемого и закупаемого к последующей реализации лекарственного средства должен быть существенно меньше оценки математического ожидания спроса. Разумеется, этот вывод справедлив в рамках условий, отмеченных выше. Когда условия торгово-закупочной деятельности характеризуются большей определенностью, то и соответствующая политика будет другой. Например, если уровень сбыта товара точно известен, то оптимальный объем его закупки равен 100% величины спроса и не зависит от размера наценок продавца. В частности, когда поставка лекарственного средства осуществляется «под реализацию» и по договору непроданный товар заберет обратно дистрибьютор или предприятие-производитель, то это означает фактически гарантированный 100%-й сбыт (последняя строка таблицы 2.7.). В данном случае риск продавца отсутствует и оптимальный объем такой «закупки» лекарственного средства не зависит от торговой наценки. Именно поэтому предприятия, занимающиеся розничной торговлей, стремятся обеспечить гарантированный сбыт, когда нереализованные остатки в обязательном порядке возвращаются поставщику.
Таблица 2.7.
Оценка оптимального объёма закупки лекарственного средства при случайном спросе на него.
Гарантированный объём сбыта от планируемого, % |
Наценка продавца, % | |||
0,0 |
10,0 |
20,0 |
30,0 | |
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0 |
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0 |
9,1 18,2 27,3 36,4 45,5 56,7 63,6 72,7 81,8 90,9 100,0 |
16,7 25,0 33,4 41,7 50,0 58,4 66,7 75,0 83,4 91,7 100,0 |
23,1 30,8 38,5 46,2 53,9 61,6 69,3 76,9 84,6 92,3 100,0 |
Примечание:
1.Величины оптимального объема закупки лекарственных средств и гарантированного минимума сбыта приведены относительно размера максимально возможного сбыта лекарственных средств.
2.При составлении данной таблицы не учитывались потери потребительских предпочтений и возвратная стоимость нереализованного лекарственного средства.
3.Потеря потребительских предпочтений – величина убытка продавца, связанных с отсутствием у него необходимого для потенциальных покупателей товара в момент планируемой ими покупки. Чем шире ассортимент, тем больше вероятность покупки и соответственно меньше убытки от потери потребительских предпочтений.
4.Возвратная стоимость – объём средств, полученных продавцом от возврата производителю ( дистрибьютору ), утилизации третьей стороной или самостоятельной реализации по сниженным ценам непроданного за определённый период товара.