Термин «Public Relations» имеет американское происхождение. Впервые он был употреблён в 1807 году Томасом Джефферсоном. В черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу»он вычеркнул слова «состояние мысли» и вписал «общественные отношения». В 1832 году в Йельском университете впервые заговорили о паблик рилейшнз в смысле «relations for the good» (отношения ради всеобщего блага). “Пионером” в XX веке стал Т.Вэйл, президент крупнейшей телефонной и телеграфной компании AT&T, который решил дать название “Public Relations” годовому отчету компании за 1908 год. В преамбуле он объяснил, что под “паблик рилейшнз” он понимает “предоставление компанией достоверной и исчерпывающей информации акционерам и заинтересованным лицам для того, чтобы избежать конфликтов и укрепить доверие”. Считается, что годовой отчет AT&T за 1908 год был первым печатным текстом, в котором использовался термин “паблик рилейшнз”.
В настоящее время целью паблик рилейшнз считается установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
В широком смысле паблик рилейшнз охватывают десять основных направлений:
1. Общественное мнение
2. Общщественные отношения
3. Правительственные связи
4. Общественная жизнь
5. Промышленные связи
6. Финансовые отношения
7. Международные связи
8. Отношения с потребителями
9. Исследования и статистика
10. Средства массовой информации
Исходя из того, какие цели преследует паблик рилейшнз, можно определить функции, выполняемые службой ПР на предприятии или фирмами ПР на рынке.
Функции ПР в соответствии с с современными представлениями таковы:
· Установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью;
· Создание «положительного образа» компании;
· Сохранение репутации компании;
· Создание у сотрудников компании чувства ответственности и заинтересованности в делах фирмы.
· Расширение сферы влияния компании СМИ;
Свои функции ПР могут выполнять в следующих сферах человеческой деятельности:
Общественных отношениях;
Правительственных отношениях;
Международных и межнациональных отношениях;
Отношениях в промышленности и финансах;
СМИ.
Любые мероприятия ПР состоят из четырёх различных, но взаимосвязанных между собой частей:
· Анализ, исследование и постановка задачи;
· Разработка программы и сметы мероприятий;
· Обобщение и осуществление программы;
· Исследование результатов, оценка и возможные доработки.
Паблик рилейшнз как часть менеджмента организации появились в РФ недавно. Однако в настоящее время специалисты по связям с общественностью – третья позиция по спросу на рынке труда. ПР-среда охватывает всё больше и большее количество организаций, компаний, фирм во многих регионах страны.