Итак, в данной работе были рассмотрены основные аспекты, касающиеся политического товара и товара на коммерческом рынке, найдены их сходства и отличия.
В связи с этим, можно сделать вывод, что законы обычного рынка могут быть применимы и к политическому рынку, но с некоторыми ограничениями, условиями и отличиями.
То же касается и товаров на данных рынках. Политический товар можно так же рассматривать как объект обмена, ему присущи многие качества, которые есть у коммерческого товара, но в силу специфичности политического рынка некоторые характеристики и элементы этого товара будут отличаться, играть немного другую роль и так далее.
Между товаром коммерческим и товаром политическим, несомненно, достаточно много сходства: любой товар обладает репрезентационными характеристиками (цвет, форма, этикетка, марка, известность), с ним ассоциируется «серсисная программа», он нуждается в рекламе и претерпевает конкуренцию со стороны других товаров. Все это в равной степени относится и к кандидату на выборную должность, списку кандидатов, альтернативному решению референдума, имеющему свою торговую марку и свой набор ассоциаций «покупателя» с ним связанный. Кроме того, к политическому товару применимы термины маркетинга-микс, использующиеся для описания коммерческого товара.
Но в то же время, политический товар – особенный, он не покупается за деньги потребителями, не продается в магазинах, этот товар неотделим от людей (политиков), а составляет с ними единое целое. Поэтому в его отношении законы рынка применимы условно, несмотря на их схожесть.
[1] Политический рынок в России: концепции, специфика, динамика [Электронный ресурс]: издательский дом «Питер». – электрон. дан. – cop. 1997-2009. - Режим доступа:
[2] «Политический рынок – это как?» [Электронный ресурс]: портал солидарный потребителей. – электрон. дан. – cop. 2005. - Режим доступа:
[3] Политический рынок в России: концепции, специфика, динамика [Электронный ресурс]: издательский дом «Питер». – электрон. дан. – cop. 1997-2009. - Режим доступа:
[4] Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории – М.: Издательство «Весь мир», 2008. – с. 286
[5] Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории – М.: Издательство «Весь мир», 2008. – с. 269
[6] «Политик как товар» [Электронный ресурс]: Информационно-аналитическое издание «Интернет против телеэкрана». – электрон. дан. – cop. 2002-2004. - Режим доступа:
[7] Кирилл Дегтярев: «Демократия, политический рынок и национальные приоритеты» [Электронный ресурс]: Культуролог. – электрон. дан. – cop. 1997-2009. - Режим доступа
[8] Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории – М.: Издательство «Весь мир», 2008. – с. 316
[9] Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории – М.: Издательство «Весь мир», 2008. – с. 270
[10] Политическая реклама на мировом и Российском рынке [Электронный ресурс]: Архив политической рекламы. – электрон. дан. – cop. 2004-2009. - Режим доступа