Сегментация представляет собой базу для разработки маркетинговой программы, ориентированную на конкретные группы потребителей.
Процесс сегментации состоит из нескольких последовательных этапов (рис. 1).
Формирование критериев сегментации |
Выбор ме |
Интер |
Выбор |
Пошцио- |
Разработка | |||||
тода II |
претация |
цслсвыч |
ннрова- |
плана | ||||||
осуществ |
получен |
рыноч |
ние това |
маркетинга | ||||||
ление сег |
ных сег |
ных сег |
ра | |||||||
ментации |
ментов |
ментов |
Рис. 1. Процесс сегментации рынка
В качестве наблюдения для проведения сегментации, как правило, используется отдельный индивидуум, если товар рассматривается как предмет индивидуального пользования, или семьи, когда исследуется товар общесемейного пользования. Выбор единицы наблюдения зависит от товара и фазы развития рынка. На начальных этапах развития конкретного товарного рынка исследователи контролируют своё внимание на товаре, а с появлением конкурентов и ростом их числа дифференцируется предложение путём определения различий в предпочтениях у потребителей одного и того же товара.
На этапе формирования критериев сегментации определяют контингент основных покупателей на основе анализа демографических и социально-экономических характеристик.