При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества хлопчатобумажных тканей должно являться стратегическим направлением деятельности любого хозяйствующего субъекта. В то же время ключевым понятием, относящимся к данным тканям, является их конкурентоспособность [28].
Конкурентоспособность хлопчатобумажных тканей может рассматриваться как степень привлекательности для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор хлопчатобумажных тканей, оценивая полезный эффект от их использования и расходы, связанные с их покупкой и эксплуатацией.
Критерий конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей - это качественная и (или) количественная характеристика, служащая основанием для оценки их конкурентоспособности. Одним из основных критериев конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей является их качество.
Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемых тканей с аналогами (базовыми образцами) [19].
Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Качество тканей - это совокупность свойств и характеристик, обусловливающих их способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Уровень качества - один из важнейших критериев конкурентоспособности тканей: как показывают результаты маркетинговых исследований, 80 % потребителей в развитых странах при выборе тканей, руководствуются их качеством. По мнению зарубежных и отечественных специалистов, их конкурентоспособность на 70 - 80 % зависит от качества, т.е. обеспечение качества является приоритетной проблемой в обеспечении конкурентоспособности.
Неценовые методы конкуренции, в которых основное внимание уделяется обеспечению рыночной новизны и повышению качества тканей, на современном этапе становятся преобладающими на мировых рынках.
Существует мнение, что высококачественный ткани всегда будет конкурентоспособным. Это мнение ошибочно. Для того, чтобы высококачественный ткани были одновременно и конкурентоспособными, они должны удовлетворять критериям потребителей конкретного рынка в конкретный момент времени [18]. При этом фактор времени весьма важен, ибо то, что нужно потребителям сегодня, может быть не нужно завтра, например, может измениться мода или появится новое технологическое решение и т.д.
Качество тканей взаимосвязано с их ценой. Повышение их качества обеспечивается улучшением конструкторских решений и появлением дополнительных потребительских свойств, использованием более современных сырьевых материалов и технологии. Все эти действия связаны с дополнительными расходами, что объективно приводит к повышению цены.
Отношение потребителей к качеству и цене прямо противоположно. В процессе покупки ткани покупатель стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на её приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому изготовителям для обеспечения конкурентоспособности тканей необходимо найти оптимальное соотношение параметров качества и цены, ориентируя это соотношение на определенную группу потребителей целевого рынка.
Качество тканей и штучных изделий оценивают совокупностью показателей, которые могут быть различны в зависимости от назначения ткани, условий и т. д.
Показатели качества тканей, методы их определения, правила отбора проб указаны в стандартах, технических условиях, технических описаниях и другой нормативно-технической документации [28].
К общим показателям, обязательным для большинства тканей различного волокнистого состава, относят состав сырья (содержание волокон, %); линейную плотность нитей (в текс), число нитей по основе и утку на 10 см; ширину ткани (в см); поверхностную плотность (в г/м2); разрывную нагрузку (в Н); устойчивость окраски (в баллах); художественно-эстетические показатели. Для всех тканей и штучных изделий обязательно предусмотрены ограничения по дефектам (порокам) внешнего вида.
Оценку качества тканей проводят на текстильных фабриках, комбинатах, а также при приемке их на оптовых и розничных предприятиях торговой сети или на предприятиях швейной промышленности.