Качество как экономическая категория отражает совокупность особенностей продукции, которые обуславливают меру ее пригодности удовлетворять потребности человека соответственно его назначению.
Уровень качества хлопчатобумажных тканей - количественная характеристика меры пригодности того или иного вида ткани для удовлетворения конкретного спроса на нее, как степень сравнения с соответствующими базовыми показателями при фиксированных условиях потребления [19]. Оценка качества хлопчатобумажных тканей предполагает определение абсолютного, относительного, перспективного и оптимального уровней.
Абсолютный уровень качества того или иного выбора хлопчатобумажной ткани находят исчислением выбранных для его измерения показателей, не сравнивая их с соответствующими показателями аналогичных выборов. Определение абсолютного уровня качества ткани является недостаточным, т. к. сами по себе абсолютные значения измерителей качества не отражают меры ее соответствия современным требованиям. Поэтому одновременно определяют относительный уровень качества отдельных видов продукции, которые изготавливаются (проектируются), сравнивая его показатели с абсолютными показателями качества наилучших отечественных и зарубежных аналогов. Зато уровень качества хлопчатобумажных тканей под влиянием научно-технического прогресса и требований потребителей должен постоянно расти. В связи с этим возникает необходимость оценки качества изделий, исходя из ее перспективного уровня, который учитывает приоритетные направления и темпы развития науки и техники.
Проблема качества и конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей как и других товаров носит в современном мире универсальный характер. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, — это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны. Стратегия повышения качества хлопчатобумажных тканей является важнейшей составной частью стратегии фирмы [19]. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью производимых тканей, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Конкурентоспособность хлопчатобумажных тканей - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности данных тканей является уровень затрат потребителя за время их эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик тканей, определяющих их успех на рынке, т.е. преимущество именно этих товаров над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.
Любая хлопчатобумажная ткань, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает ту, которая максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей — те, которые наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ними товары.
В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных хлопчатобумажных тканей. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности тканей и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него — на конкурентоспособность тканей. В этом отношении страны с рыночной экономикой, особенно Япония, накопили большой положительный опыт управления качеством на фирменном уровне и добились в этом отношении впечатляющих успехов [19]. Однако, как показала отечественная и мировая практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.