В таблицах №№ 2, 3, 4 приведена обобщенная структура необходимой информации для анализа предприятия, рынка и окружающей среды.
Таблица №2. Информация для анализа окружающей среды
Природная окружающая среда |
- наличие энергии - наличие сырья - географические особенности - направления защиты окружающей среды - требования по утилизации и вторичному использованию |
Технологическая окружающая среда |
- технология производства - технология (свойства) товара - инновации товара - технологии-заменители - технологии утилизации |
Экономическая окружающая среда |
- рост национального дохода - рост внешней торговли - изменение платежного баланса - изменение обменного курса - тенденции инфляции - развитие рынка капитала - развитие рынка рабочей силы - инвестиционные тенденции - ожидаемые изменения конъюнктуры - развитие особых секторов |
Социально-демографическая окружающая среда |
- рост населения - структура населения - социально-психологические течения |
Политическая и правовая окружающая среда |
- глобальные политические изменения - национальные политические изменения - региональные политические изменения - экономико-политическое развитие - социально-политическое развитие - влияние профсоюзов - развитие налоговой системы |
Таблица №3. Информация для анализа рынка
Количественные данные о рынке |
- емкость рынка - рост рынка - доля рынка - стабильность спроса |
Качественные данные о рынке |
- структура потребности - мотивы покупки - процессы покупки - отношение к информации |
Анализ конкуренции |
- оборот/доля рынка - сильные и слабые стороны - определимые стратегии - финансовая помощь - качество управления |
Структура покупателя |
- количество покупателей - виды/размеры покупателей - особенности, свойственные отдельным регионам - особенности, свойственные отдельным отраслям |
Структура отрасли |
- количество продавцов - вид продавцов - организации/союзы - загрузка производственных мощностей - характер конкуренции |
Структура распределения |
- географическая - по каналам сбыта |
Надежность, безопасность |
- барьеры для доступа - возможность появления товаров-заменителей |
Таблица №4. Информация для анализа предприятия.
Общие моменты в развитии предприятия |
- рост оборота - увеличение денежного потока - рост прибыли - изменение затрат |
Маркетинг |
- результат работы на рынке - широта ассортимента - глубина ассортимента - степень удовлетворения потребителя - качество товаров - качество дополнительных работ - цены - ценовая политика - условия при продаже (напр., скидки) - условия платежа - рыночная деятельность - сбытовая концепция - организация сбыта - рекламная концепция - затраты на рекламу - стимулирование сбыта - связи с общественностью (паблик релейшенз) - торговые марки - престиж фирмы - престиж товара - распределение - готовность осуществить поставку - складская политика |
Производство |
- производственная программа - технология производства - целесообразность - уровень организации и технологии - степень использования - производственная мощность - производительность - издержки производства - надежность закупок/снабжения |
Исследования и развитие |
- мероприятия и инвестиции для исследования - мероприятия и инвестиции для развития - производительность - совершенствование методов исследований - совершенствование продукции - совершенствование программного обеспечения - исследования и развитие ноу-хау - патенты и лицензии |
Финансы |
- капитал и структура капитала - скрытые резервы - потенциал финансирования - оборотный капитал - ликвидность - оборот капитала - интенсивность инвестиций |
Кадры |
- качество персонала - работоспособность - участие в работе - политика оплаты труда/социальное обеспечение - климат на предприятии - коллективизм |
Руководство и организация |
- уровень планирования - методы принятия решений - контроль - качество и работоспособность руководящих работников - целесообразность организации - информация внутри предприятия - учет и отчетность - информация о рынке |
Потенциал для нововведений |
- ввод новых видов деятельности на рынке - освоение новых рынков - освоение новых каналов сбыта |