Маркетинговые информационные системы

На успешно функционирующих предприятиях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием.

МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.

Понятие маркетинговой информационной системы иллюстрирует рисунок 1.

Рисунок 1. Маркетинговая информационная система.

Подсистема внутренней отчетности является основой МИС. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы предприятия. В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема системы маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент. Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов. Маркетинговые исследования в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Другими словами, маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере появления определенных проблем.

В МИС также входит подсистема обеспечения маркетинговых решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннею и внешнюю информацию.

Основные преимущества использования МИС:

- организованный сбор информации;

- широкий охват информации;

- предупреждение кризисов в деятельности фирмы;

- координация планов маркетинга;

- скорость анализа;

- представление результатов в количественном виде.

Однако МИС дорого стоят, велики необходимые первоначальные затраты. Использование МИС в стратегическом маркетинге для мониторинга конкурентной среды и принятия соответствующих решений иллюстрируется рисунке 2.

Рисунок 2. Использование МИС для принятия маркетинговых решений

Методика исследования влияния информационных систем на изменение

маркетинговой деятельности предприятия

Основные задачи методики исследования сходятся к следующим:

- изучение направлений использования информационной системы предприятиями в настоящее время;

- определение барьеров при внедрении информационных систем в маркетинговую деятельность;

- изучение настоящих и будущих изменений в области общего управления и управления маркетинговой деятельностью в результате внедрения информационных систем.

Возможные формы использования информационной системы для выполнения функций маркетинга представлены в таблице №6.

Таблица 6. Формы использования информационной системы

Функции маркетинга

Использование информационной системы для выполнения функции маркетинга

Аналитическая

1. Комплексное исследование рынка

- Анализ и прогнозирование продаж по рынкам

- Отслеживание конкурентов

- Отслеживание ведущих клиентов

- Отслеживание предпочтений клиентов

- Сегментация клиентов

2. Анализ внутренней среды

- Анализ производственно-сбытовой деятельности

- Анализ издержек производства

- Мониторинг продаж

- Прогнозирование продаж, повышение точности прогнозов

- Прогноз прибыли

- Анализ продуктовых линий

- Анализ данных по маркетинговым исследованиям

- Анализ эффективности затрат на продвижение

- Определение доли определенных товаров в общей прибыли

- Измерение эффективности средств продвижения

Товарно-производственная

- Формирование товарного ассортимента

- Моделирование показателей уровня конкурентоспособности товара (анализ нормативных параметров, соответствие товара стандартам и нормам, определение частных и общих показателей конкурентоспособности по техническим и экономическим параметрам)

- Вычисление оптимального уровня цен

Сбытовая

1. Анализ товарной политики: комплектование производственной программы (ассортимента), гарантии, сбор информации о техническом и торговом обслуживании клиентов;

2. Организация товародвижения

- формирование каналов

- Прямой сбыт

- Продажа через посредников

- Поддержание базы данных существующих клиентов

- Менеджмент каналов распределения

- логистика товародвижения (хранение, транспортировка, сервис)

3. Анализ ценовой политики: предоставление информации о ценах, размерах скидок, кредитов, анализ их изменений,

4. Разработка системы коммуникации в маркетинге

Организационная

- Автоматизация процесса обработки заказов

- Директ мэйл

- Удаленный доступ к офисным системам для персонала

- Обмен электронными данными с клиентами

- Обмен электронными данными с поставщиками

- Обмен электронными данными с остальными бизнес-партнерами

- Предоставление информации по товару в точке продажи для продавцов

- Предоставление информации по товару в точке продажи для клиентов

- Сбор данных в оперативном режиме

- Общение в оперативном режиме с продавцами из филиалов

- Доступ служащих, взаимодействующих напрямую с клиентами, к клиентским базам данных

- Обмен электронными данными с продавцами

Перейти на страницу: 1 2