Вопрос влияния инфляции на динамику расходов на здравоохранение, а следовательно и на цену медицинской услуги до последнего времени оставался почти не изученным. Медицинские услуги являются объективно необходимым элементом конечного потребления в цивилизованном обществе. Поэтому важно выявить, как переплетается в здравоохранении России действие объективных закономерностей общественного развития и социальных последствий перехода к рыночной экономике.
Необычность медицинских услуг – фактор, благоприятствующий росту цен на них. В условиях повышающейся ценности жизни потребители предъявляют все более высокий спрос на услуги здравоохранения, что создает почву и для соответствующей реакции производителей услуг – повышении цен. Относительный рост цен на медицинские услуги по мере повышения уровня развития страны (валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения) является одной из отличительных особенностей структурных изменений экономики под влиянием усиления ее социальной ориентации. Ожидается, что расходы на здравоохранение в США могут достичь уже в 2000 году 20-22% ВВП. Материалы международного сопоставления ВВП за 1993 год показывают, что товарные группы с высокой долей услуг являются относительно дешевыми в странах с более низким уровнем доходов и более дорогостоящими - в более развитых странах.
Закономерность такова: чем выше относительный уровень цен на медицинское обслуживание, тем большей должна быть доля расходов на медицинское обслуживание в ВВП. Хотя при исчислении в сопоставимых ценах доля расходов на медицинское обслуживание в ВВП (в международной валюте) падает. Таков экономический парадокс повышения «цены здоровья».
В России причина крайне тяжелого финансового состояния здоровья кроется в том, что необходимые потребности непрерывно возрастают, а реальные финансовые возможности отрасли, наоборот, сокращаются.
Вторая причина кризиса – реальное сокращение финансовых возможностей здравоохранения – имеет экономические корни. Чтобы их раскрыть, несколько слов следует сказать о макроэкономических особенностях российского здравоохранения. Отличительной чертой его всегда была низкая стоимость медицинского оборудования, мягкого инвентаря, труда. Невысокими в прошлом были тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги.
Вследствие этого стоимость одного койко-дня госпитализации в процентах к стоимости дневного ВВП в расчете на душу населения в нашей стране составил 120-150 %, в то время как в странах Европы и Северной Америки она составляет примерно 500-600 %. Но сейчас положение меняется. Стоимость одного койко-дня в процентах к стоимости дневного ВВП в расчете на душу населения перевалила 200%. Это связано с тем, что на всем протяжении переходного периода к рыночной экономике цены на товары и услуги, составляющие в здравоохранении промежуточное потребление, подтягивалось до уровня мировых.
Инфляция не обходит стороной и товары чисто медицинского назначения. В 1996 году, например, цены на отдельные медикаменты и перевязочные средства, учтенные Госкомстатом России выросли в 2,7 раза. То есть цены на медикаменты и перевязочные средства опережали в своем росте свободный индекс потребительских цен.
Особенно заметно опережают общий рост цен на платные услуги здравоохранения. В 1994 году при росте свободного индекса цен в 9,4 раза цены на платные медицинские услуги выросли в 26,5 раза, в 1995 году соответственно – в 3,2 и 3,9 раза и в 1996 году – 2,3 и 2,6 раза. В 1997 –1998 годах эти тенденции сохранились. Таким образом экономика России функционирует в условиях гиперинфляции.
Номинальные объемы финансирования катастрофически тают под влиянием инфляции, которая съела имеющиеся запасы, амортизационные отчисления и значительную часть заработной платы и доминирует в индексе роста номинальных расходов на здравоохранение.
Из вышесказанного следует, что реальный объем медицинского обслуживания (в сопоставимых ценах) снижается и что динамика той компоненты уровня жизни, которая связана со здоровьем, отрицательная.
Ценообразование является одной из сложнейших медико-экономических проблем в здравоохранении. Как указывалось выше, методическими рекомендациями Министерства Здравоохранения РФ выбран затратный метод ценообразования. При этом возникает несколько проблем как на общественном уровне, т.е. взаимодействие рынка и цена на медицинскую услугу, так и на внутрисистемном уровне, т.е. воздействие на цену и ее составляющих.