Необходимо учитывать, что оценить количественными методами конкурентные преимущества предприятий гостиничной сферы очень сложно и можно оценить качественно, используя экспертные методы, а также необходимо сравнивать с конкурентными преимуществами гостиниц-конкурентов (табл.1.3.).
Таблица 1.3
Методика оценки конкурентных преимуществ предприятий гостиничного типа
Фактор |
Удельный вес |
А |
Б |
В |
Г |
1. Качество обслуживания клиентов |
0,2 | ||||
2. Цена |
0,2 | ||||
3. Состояние материально-технической базы |
0,1 | ||||
4. Месторасположение |
0,1 | ||||
5. Имидж |
0,1 | ||||
6. Маркетинг (реклама) |
0,1 | ||||
7. Качество питания |
0,1 | ||||
8. Широкий спектр услуг |
0,1 | ||||
Итого: |
1 |
Факторами оценки конкурентных преимуществ являются: качество обслуживания клиентов, цена, состояние материально-технической базы гостиницы, месторасположение гостиницы, имидж, маркетинг (реклама), качество питания, широкий спектр предоставляемых услуг. А, Б, Г – предприятия-конкуренты, В – анализируемое предприятие.
Определим весомость факторов конкурентного преимущества:
1) качество обслуживания клиентов – 0,2;
2) цена – 0,2;
3) состояние материально-технической базы – 0,1;
4) месторасположение – 0,1;
5) имидж – 0,1;
6) маркетинг (реклама) – 0,1;
7) качество питания – 0,1;
8) широкий спектр услуг – 0,1
Оценивать факторы конкурентного преимущества предлагается от 1 до 10 баллов.
Таким образом, предложенные методики позволяют оценить конкурентные преимущества предприятий гостиничного хозяйства, однако следует учитывать, что совершенствование и развитие как туристской сферы, так и теории конкурентных преимуществ предприятий гостиничной индустрии во многом обусловливает необходимость совершенствования существующих и разработки новых методик определения конкурентных преимуществ гостиниц с целью эффективного воздействия на факторы внешней среды. Следует также учитывать, что конкретная методика может быть определена, исходя из специфики как анализируемого предприятия, так и региона, в котором оно функционирует.