Одними из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечения безопасности человека. С целью информирования потребителей об экологической чистоте товаров, о способе предотвращения загрязнения окружающей среды при потребление этих товаров, стали применять экологические знаки.
В сложившейся экономической ситуации одним из важных аспектов конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынке является соответствие экологическим требованиям. Данная ситуация сложилась прежде всего потому, что все страны заинтересованы в здоровье своих граждан, а также состоянии окружающей среды. Не секрет, что одним из крупных источников загрязнений является различная продукция на отдельных этапах своего жизненного цикла. Поэтому в ряде стран активно внедряются различные законодательные и природоохранные акты препятствующие появлению на внутреннем рынке продукции потенциально загрязняющей среду обитания. Здесь следует подчеркнуть тот факт, что продукция подобного рода не обязательно некачественная, но она может нанести вред экологии.
Текстильная продукция, вопреки расхожему мнению, также способна нанести определенный вред экологии, прежде всего потому, что при ее производстве используются различные вещества которые уже в процессе эксплуатации способны поступать в окружающую среду. Кроме того, по окончании срока эксплуатации продукция фактически не подвергается утилизации, а как известно, текстильные материалы составляют 5-7% от общего числа твердых бытовых отходов.
Каким же образом обыкновенный потребитель может удостовериться, что покупает текстильную продукцию соответствующего уровня экологической безопасности? Поскольку потребители, как правило, не в состоянии самостоятельно оценить товар с позиции экологических требований (в отличие от уровня качества изготовления) то в этом случае они используют информацию, отображенную на различной экологической маркировке (или экомаркировке).
Система мероприятий по охране окружающей среды, признаваемая значительной частью промышленно-развитых стран мира, включая и Российскую Федерацию, предусматривает среди прочих своих элементов использование экологических заявлений в рекламных материалах, средствах массовой информации, а также непосредственно на продукции или её упаковке, в сопроводительной документации, что и составляет понятие экологическая маркировка.
ЭКОМАРКИРОВКА - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительной документации.
Для того, чтобы понять какого рода экомаркировка должна присутствовать на текстильных изделиях рассмотрим ее основные разновидности.
Существующую экомаркировку можно условно разделить на следующие основные группы: по предметному признаку: - информация об экологичности предметов в целом или их отдельных свойств, (например: Экознак ЕС; знаки "Голубой Ангел", ФРГ; рис.1 и 5)"Белый Лебедь", Скандинавские страны; "Эко - знак", Япония (рис 4); знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли (рис.2); знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды);