Матрица второго порядка дает возможность объединить два параметра решения об инвестировании. В этом отличие от исследования параметров продуктовой стратегии матрицы первого порядка. В данном случае мы связываем параметры стратегии продукта с нашим приоритетом в непродуктовой стратегии, а именно с размещением и надежным обеспечением сырьевыми ресурсами.
Таблица 3. Классификация секторов бизнеса по приоритетам
Критерии: |
Позиция в матрице Показатель прибыли Другие критерии, связанные с продуктом |
Категория I |
Основная часть бизнеса хорошего качества с получением хороших прибылей. Пример: производство термопластов |
Категория II |
Сильная позиция компаний. Скорее всего сектор имеет хорошие перспективы. Показатель прибыли переменный Примеры: красители, хлорированные растворители. |
Категория III |
Новые для компании перспективные продуктовые сектора. Пример: новый химический бизнес. |
Категория IV |
Скорее всего, сектор имеет скромные перспективы. Компания будет играть второстепенную роль. Показатель прибыли переменный. Пример: химические растворители. |
Категория V |
Бизнес с неблагоприятными перспективами, в котором компания имеет значительную рыночную долю. Пример: алкилатные моющие средства. |
Табл. 4 представляет классификацию секторов бизнеса табл. 1 в порядке приоритетов их ресурсного обеспечения. Необходимо отметить, что новые предприятия или направления бизнеса типа «удвоить активность» или «уйти с рынка» привлекают внимание только после секторов с доказанной прибыльностью (генерацией наличности), куда надо в первую очередь вкладывать достаточно ресурсов, чтобы воспользоваться благоприятными возможностями.
В табл. 5 представлен перечень стратегических непродуктовых вариантов. Они обычно разрабатываются на корпоративном уровне, чтобы руководство компании имело ясное представление об их относительных преимуществах.
Данные двух таблиц можно объединить в матрице второго порядка, показанной в табл. 8. Необходимо отметить, что три из этих видов бизнеса появляются дважды, так как их будущее развитие можно использовать для удовлетворения альтернативных непродуктовых приоритетов, в то время как три из них не появляются совсем.
Таблица 4. Варианты стратегий в непродуктовой сфере
Категория I |
Организация совместного предприятия с нефтяной компанией для производства олефинов с целью гарантированного обеспечения нефтяными ресурсами |
Категория II |
Максимальное использование земли и инфраструктуры на существующих промышленных площадках |
Категория III |
Создание новой береговой промышленной площадки в странах ЕЭС |
Категория V |
Снижение зависимости от инвестирования в Европе. Создание предприятий за пределами Европы |