Таблица 5. Матрица второго порядка
Рейтинг по критерию размещения |
Оценка продукта по категориям | ||||
V |
IV |
III |
II |
I | |
1. Создание совместного с нефтяной компанией предприятия по производству олефинов |
Химические растворители | ||||
2. Максимальное использование земли и инфраструктуры на существующих промплощадках |
Новый химический бизнес |
Производство термопластов | |||
3. Создание новой береговой промплощадки в странах ЕЭС |
Хлорированные растворители | ||||
4. Создание опорного пункта в США |
Химические растворители |
Производство термопластов | |||
5. Производство за пределами Европы |
Хлорированные растворители |
Эта матрица дает очень удобный метод представления приоритетов и возможных альтернатив, на основании которых можно принять приемлемые решения. Матрица может использоваться и для других целей.
Анализ динамики и финансового баланса продуктового портфеля
Общая форма продуктовой матрицы для диверсифицированного бизнеса даст нам представление о его финансовом положении. Может оказаться, что компания, в которой большинство заносимых в матрицу продуктов попадает в стадию зрелости (генератор наличности или «сохранение позиций»), получает больше наличных денег, чем ей необходимо для выполнения ее стратегии в целом. В таком случае она должна искать новые направления бизнеса в области «удвоить активность», «уйти с рынка» или в области «приложить больше стараний» либо она станет банкиром для других областей бизнеса.
Компании, которая имеет большинство продуктов своих секторов в областях «удвоить активность», «уйти с рынка», «приложить больше стараний» или «лидер», потребуется больше наличных денег, если она хочет использовать открывающиеся перед ней перспективы.
Целью общей стратегии является обеспечение равновесия между секторами с излишком и недостатком наличности. Для этого необходимо регулярно выводить новые бизнесы из стадии исследований и освобождаться от избытка наличности, накопленной секторами бизнеса, находящимися в стадии зрелости или движущимися к ней.