Будущий объем продаж товара зависит от интенсивности и постоянства операционных маркетинговых усилий. Поддержка каждого товара в портфеле фирмы должна быть, во-первых, точно сформулирована, во вторых, отражена в финансовых терминах в плане прибылей и убытков.
Альтернативные маркетинговые программы
При разработке маркетинговой программы менеджер по товару или торговой марке должен определить объем использования каждого ключевого инструмента маркетинга-микс, т.е. цены, рекламы, визитов торговых представителей к покупателям, мероприятий по стимулированию сбыта и т.д. Поскольку эти инструменты частично взаимозаменяемы, бренд-менеджер может установить, насколько точка безубыточности зависит от различных комбинаций переменных маркетинга-микс. Чаще всего поступают следующим образом: формулируют исходную программу, а затем анализируют последствия различных сценариев. В качестве иллюстрации рассмотрим следующий гипотетический случай:
Прямые издержки на единицу нового товара (С) равны 10$; годовые амортизационные расходы вместе с долей накладных расходов (F) составляют 38 тыс. $ Руководство считает, что нижний предел цены (Р) составляет $16, верхний - 24$ и что наименьший размер бюджетов на рекламу (S) и личную продажу (V) может равняться 10 тыс. $, а наибольший - 50 тыс. $.
Таким образом, мы получаем восемь комбинаций. Точка безубыточности определяется как функция указанных элементов маркетинга-микс по формуле (3.1)
Qn = (
F+
S+
V) / (
P-
C) (3.1)
Точка безубыточности зависит от цены товара и затрат на маркетинг.
Qn = (38000+
S+
V) / (
P-10) (3.1)
В таблице 3.1 представлено восемь альтернативных маркетинговых программ и соответствующие точки безубыточности. Каждый маркетинг-микс (комплекс маркетинга) представляет собой один из полюсов маркетинговой стратегии. Они различаются не только значениями точки безубыточности, но и чувствительностью целевого рынка к каждому элементу маркетинга-микс:
Таблица 3.1
Минимальный объем продаж как функция маркетинга - микс
№ вариант микс |
Предел цена ( P) $ |
Расход на рекламу ( S) тыс. $ |
Сбытовые издержки ( V) тыс. $ |
Точка безубыточности ( Qn) (един. Тов) |
Микс № 1 |
16 |
10 |
10 |
9667 |
Микс № 2 |
16 |
10 |
50 |
16,333 |
Микс № 3 |
16 |
50 |
10 |
16,333 |
Микс № 4 |
16 |
50 |
50 |
23,000 |
Микс № 5 |
24 |
10 |
10 |
4143 |
Микс № 6 |
24 |
10 |
50 |
7000 |
Микс № 7 |
24 |
50 |
10 |
7000 |
Микс № 8 |
24 |
50 |
50 |
9857 |