Основная тематика социальной рекламы:
безопасность жизнедеятельности города/в городе (экология города, профилактика преступности, дорожно-транспортные проблемы, развитие городской инфраструктуры, проблемы бездомных и беженцев, борьба с мусором и т.д.);
проблемы достижения равных прав и социальных гарантий (права женщин, пожилых людей, профилактика семейного насилия, толерантное отношение к инвалидам, развитие системы социального страхования от экологических рисков и т.д.);
экологические проблемы (радиационная, химическая безопасность, пропаганда идей рационального природопользования и т.д.);
- тенденции развития общества (образование, перемены в обществе, бизнес, финансы, страхование, здравоохранение, выплата налогов, планирование семьи, молодежь 21 века и общечеловеческие ценности и т.д. [6, С.134]).
В социальной рекламе можно выделить несколько основных взаимосвязанных тем. Данные темы представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Основные темы социальной рекламы
Тема |
Особенности |
Борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий, декларация благих целей |
Используются наиболее актуальные опасения, например, экономические (низкий уровень жизни и угроза его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитические (потеря могущества и влияния); государственные (неспособность власти эффективно править страной); духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей). |
Призывы к созиданию |
Основываются на стремлениях достижения социальных и индивидуальных идеалов. |
Социальная психотерапия |
Используется в случае, когда массовыми являются определенные негативные эмоциональные состояния и чувства, такие как: состояние повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе, в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния, переживание низкого группового и социального (общегосударственного) статуса и т.д. |
Декларация ценностей |
В целом можно сказать, что приоритетными ценностями каждого человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д. |
Предположительно, что достаточно эффективной может быть интегральная идея – объединения в социальной рекламе призыва к борьбе с угрозой (например, экономической), декларация ценностей (например, семья) и социальной психотерапии (например, образованной при объединении тем экономики и семьи).
С точки зрения содержания проанализированных англоязычных текстов можно выделить такие группы как:
ВИЧ, против курения, против употребления Социальная реклама, поднимающая и привлекающая внимание к вопросам здравоохранения (профилактика наркотиков):
This person might be HIV positive.
My friend and I share everything. Now we share hepatitis and HIV.
My girlfriend would do anything for me. So I made her sell her body.
My Mom knows I'd never hurt her. Then she got in the way.
My sister always looked up to me. Even after I made her an addict. «Meth. Not Even Once» ( о том, как подростки вовлекаются в процесс употребления наркотика метамфитамина);
социальная реклама, связанная с вопросами религии Follow me! (на постере, изображающем Христа);
социальная реклама, связанная с вопросами защиты и охраны окружающей среды, например “Love the World you live in”.
реклама, связанная с формированием гражданского правосознания и политическая реклама: I want YOU in U.S. Army!.
Реклама, направленная на формирование позитивного отношения к государственным органам (например, к фискальным, органам защиты правопорядка и др.) [8, С.255].
Возможное применение социальной рекламы: а) как направление социальной программы городской и областной администраций, направленной на оперативное разрешение социальных проблем, возникающих в обществе;
б) включать в образовательные программы по вопросам экологии, например, посвященные проблемам здоровья.
Выгоды социальной рекламы представлены на рисунке 1.
Рис1
Выгоды социальной рекламы
Эффективная социальная реклама:
- не является формой монологического вещания, каковыми являются обычные СМИ или коммерческая реклама, но является каналом практически-ориентированной коммуникации между обществом и репрезентантами общественного интереса. Она заставляет людей задуматься;