Комплекс маркетинга магазина «Оскар» включает в себя четыре составляющих: товарная политика, ценовая политика, политика формирования сбытовой сети и коммуникационную политику.
Товарная политика
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит товару - ведь именно он должен удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара - это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность.[9] Товар автоматически включает все основные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя.[10]
Товарная политика обуславливает определенный курс действий товаропроизводителя или торгового посредника на основе четко сформулированной программы поведения на рынке. [11]
Товарная политика предполагает меры по повышению конкурентоспособности продукции фирмы, позиционированию товара, созданию новых товаров, разработке торговой марки и упаковки товаров, удлинению жизни цикла товаров, оптимизации товарного ассортимента фирмы. Она предполагает:
· систематическое исследование оценок товара, исследование реакций потребителей на маркетинговые исследования на этапах продвижения товара
· разработку систем управления качеством товара
· контроль качества выпускаемого товара
· сертификацию качества товара
· активизацию усилий сотрудников в обеспечении качества товара
· организацию специальных подразделений, ведающих вопросами планирования и контроля качества товаров
Далее, анализируя позиции конкурентов, предприятие должно поставить вопрос о собственном позиционировании, т.е. обеспечение кинопродукции четко отличного от других, желательного места на рынке. Цель позиционирования – помочь покупателю выделить данный товар из круга аналогичных по какому-либо признаку и отдать предпочтение при покупке именно ему.
Стержневое звено товарной политики - инновационная политика - совокупность управленческих методов, обеспечивающих ускорение процессов интеграции всех типов нововведений. Основная ее цель - сократить сроки внедрения новой продукции и увеличить рентабельность ее и сбыта.
Жизненный цикл товара - занимает особое место в товарной политике фирмы. Он выделяет 4 этапа: этап выведения товара на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка.
Одна же из задач формирования оптимального ассортимента - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке. Этот выбор предопределяется ассортиментной стратегией фирмы и принципами ассортиментной политики. Ими являются: принцип гибкости, принцип синергизма.
Ценовая политика
Достижение долгосрочной прибыли предполагает осуществление ценовой политики.[12]
В условиях превышения предложения над спросом, характерных для мировых рынков, ценовое воздействие на конкурентоспособность и возможности упрочения положения фирмы оказывается ограниченным и затрудненным. На формирование цены оказывает влияние множество факторов: спрос, цены конкурентов, уровень спроса, уровень доходов, стадия ЖЦТ и т.д. – это внешние факторы. К внутренним относятся: маркетинговые и ценовые цели и стратегии фирмы, ее издержки производства и обращения и др.
Наиболее применима следующая схема построения ценообразования:
· фирма определяет цель своего маркетинга (выживаемость, максимизация прибыли, завоевание лидерства)
· фирма выводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке
· фирма рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях производства
· фирма изучает цены конкурентов
· фирма выбирает для себя предпочтительный метод ценообразования
· фирма устанавливает окончательную цену на товар
Но фирма не всегда в состоянии проработать варианты своих действий непосредственно в момент изменения цен. Единственный способ сократить срок ответной реакции со своей стороны - предвидеть возможные ценовые маневры.[13]