В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает следующие основные компоненты:
1. Выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг.
2. Выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определения потребностей клиентов в этих сферах.
3. Установление кратко- и долгосрочных целей для развития существующих и создания новых видов услуг.
4. Предложение услуг таким образом, чтобы привлечь внимание к их получению, соблюдая условия постоянного контроля со стороны банка за качественным их выполнением и получением прибыли от их проведения. [1, c. 13]
Коммерческие банки для достижения поставленной цели развития должны с помощью маркетинговых методов исследовать и анализировать окружающую их маркетинговую среду и добиваться движимого баланса между внешней средой, внутренними условиями банка и стратегией развития.
Маркетинговая среда коммерческих банков - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами банка и влияющих на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. [1, c. 14]
Изучение маркетинговой среды коммерческих банков можно проводить следующим образом:
— изучение общей социальной среды:
— исследование состояния научно-технического развития, связанного с банковским делом;
— изучение рыночного спроса;
— изучение конкурентов;
— анализ среды реализации.
По определению Мещерякова А.А., банковский маркетинг - это управленческая деятельность, поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры, применяя основные маркетинговые методы для достижения максимальной прибыли. Банковский маркетинг является целым управленческим процессом. [1, c. 15]
Его содержание охватывает все сферы управления и хозяйствования банка, включая следующие:
— проводить исследование, прогнозирование спроса на банковском рынке;
— сегментировать рынок банковской продукции и выбирать целевой рынок, исследовать поведение потребителей на рынке;
— определить хозяйственную концепцию банка;
— применять и комбинировать маркетинговые приемы (товар, цены и каналы сбыта, стимулирование реализации и т.д.) и определить тактику банковского маркетинга;
— определить маркетинговую стратегию, ее управление и контроль. [1, c. 15]
Э.А. Уткин в своей книге «Банковский маркетинг» дает следующее определение: «Банковский маркетинг можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.
Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов» [2, c.61].
Представляется интересной также характеристика банковского маркетинга Стахановым В. Н.: «Банковский маркетинг можно рассматривать как специфическую форму организации финансового маркетинга. Авторы учебника «Маркетинг» считают, что «банковский маркетинг представляет собой систему управления банком, которая предполагает учет и изучение процессов, происходящих на рынке капитала как в целом, так и в отдельных его секторах: банковской сфере, кредитной системе, рынке ценных бумаг» [4, с. 486]. Аналогичные представления на сущность банковского маркетинга встречаются и в других публикациях.
Главный недостаток подобного рода определений - это игнорирование нужд и потребностей в банковских услугах. Поэтому более адекватным содержанию рыночной ориентации банковской деятельности является представление сущности банковского маркетинга как процесса удовлетворения нужд и потребностей клиентов в банковских услугах на основе активного использования инструментария маркетинга. При этом необходимо учитывать, что деятельность коммерческого банка: