3.1 Описание (резюме) проекта
Организационно-правовая форма создаваемой турфирмы: Общество с ограниченной ответственностью
Учредители: частное лицо (директор)
Вариант названия: ООО «Ваш Дом»
Год создания: 2008
Суть и цель проекта: открытие агентства недвижимости в Москве, которое будет специализироваться на жилой и коммерческой недвижимости
Адрес: Москва, недалеко от ст. метро «Китай-город» в бизнес-центре класса В. Площадь офиса составляет 60 кв.м. Как видно, агентство недвижимости будет иметь выгодное местоположение, что позволят привлечь потенциальных клиентов.
Стоимость проекта: 3 799 890 руб.
Срок окупаемости: 7 месяцев.
Доходность проекта: IRR=11%.
3.2 Описание предлагаемых услуг
Для разработки спектра услуг, которые будут предлагаться агентством недвижимости, проведем анализ рынка с точки зрения перспективности видов услуг, предлагаемых риелторским рынком.
Проведем анализ рынка с точки зрения перспективности освоения его различных сегментов (рис. 13 и 14)[23], выделив следующие направления деятельности компании:
· продажа и покупка новостроек в Москве и Подмосковье (желтый цвет);
· продажа, покупка и обмен готовых квартир в Москве и Подмосковье (синий цвет);
· аренда объектов жилой недвижимости (красный цвет);
· продажа и покупка объектов загородной недвижимости (зеленый цвет);
· продажа, покупка и аренда объектов коммерческой недвижимости (розовый цвет);
· экспертная и лицензионная оценка объектов недвижимости (голубой цвет);
· юридическая экспертиза, оформление правоустанавливающих документов (черный);
· согласование перепланировок жилых и нежилых помещений (серый цвет).
Рис. 13. Матрица «рост – доля рынка» (БКГ)
Рис. 14. Матрица «привлекательность отрасли – конкурентная позиция» (McKinsey)
Матрицы позволяют сделать следующие выводы:
· наибольший оборот приходится на первичный рынок недвижимости, который на сегодняшний день развивается темпами, значительно превышающими темпы роста вторичного рынка. Поэтому именно это направление является основным источником прибыли для компаний, которое нужно максимально развивать;
· вторым по успешности является направление, связанное со вторичным рынком. Направление требует также дальнейшего развития, но в более отдаленной перспективе, чем первичный рынок (так как рано или поздно эксперты рынка ожидают насыщения рынка первичной недвижимости, а также уже сейчас существует дефицит свободных пятен под застройку в Москве). Таким образом, создаваемой компании рекомендуется начинать подробнее прорабатывать рынок первичной недвижимости Подмосковья, куда в перспективе будет расширяться рынок, а также сконцентрироваться на вторичном рынке Москвы. При этом можно наибольшее внимание уделять рынку элитной недвижимости и повышенной комфортности, которые пользуются неизменным спросом на рынке вторичной недвижимости по причине ограниченности предложения;
· рынок аренды жилой недвижимости развивается довольно медленно, хотя и емкий. При этом можно отметить такое направление как сдача в аренду нового жилья (при покупке арендодателями жилой недвижимости с инвестиционными целями), а также рынок аренды элитной недвижимости. Данное направление создаваемой компании следует в последствии развивать;
· направление «загородная недвижимость» необходимо развивать, т.к. этот сегмент рынка на сегодняшний день развивается довольно интенсивно и спрос на нем будет еще долго неудовлетворен;
· сферу коммерческой недвижимости нужно обязательно включить в спектр направлений, с которыми будет работать создаваемое агентство, и развивать впоследствии в полном объеме, т.к. рынок коммерческой недвижимости показывает высокие темпы роста, несмотря на прогнозируемое в ближайшее время насыщение рынка (например, офисного). В то же время, потребность в коммерческой недвижимости будет актуальна всегда, поэтому данное направление нуждается в полноценном развитии;
· услуги (все три направления) приносят незначительный объем прибыли игрокам рынка, однако, не включать их в перечень предлагаемых услуг нецелесообразно, т.к. они являются дополняющими к основным видам предлагаемых услуг.
На текущий момент, согласно матрице Ансоффа создаваемое агентство недвижимости будет реализовывать стратегию «старый товар – старый рынок»[24], т.е. будет направлено на постоянное совершенствование своей деятельности на рынке на основе выявления ошибок в деятельности конкурентов и избавления от проблем, которые обязательно возникнуть на начальном этапе работы агентства.