Прибыль выражается в абсолютной сумме, которая не показывает, насколько эффективна деятельность организации. Для этого используют относительный показатель прибыльности хозяйственной деятельности - рентабельность. Рентабельность называют синтетическим показателем, отражающим многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период и характеризующим эффективность, прибыльность использования ресурсов и текущих затрат.
Оценка рентабельности производится с помощью многочисленных показателей, определяемых как процентное отношение прибыли к розничному товарообороту, основным средствам, оборотным средствам, фонду заработной платы, функционирующему капиталу, экономическим ресурсам, текущим затратам. Одни из них используются для оценки текущего положения организации, другие - при проведении динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности.
Показатели рентабельности представляют частное от деления двух величин. Многочисленные варианты числителя возникают при соединении прибыли с другими элементами бухгалтерской отчетности. Весьма разнообразны и варианты знаменателя. Существует несколько десятков способов калькуляции рентабельности, весьма различных по своим задачам и по качеству.
В отечественной торговле рентабельность торговли (Р) принято исчислять как процентное отношение прибыли (П) к объему розничного товарооборота (РТО):
.
Такой методический подход определяется тем, что в экономическом плане розничный товарооборот и прибыль являются конечными результатами деятельности торговых организаций. Удобство этого показателя обосновывается и тем, что поскольку на практике уровни дохода от реализации и расходов на реализацию исчисляются также к обороту, то таким образом достигается соизмеримость относительных величин прибыли, доходов и расходов.
В зарубежной практике показатель рентабельности товарооборота является также весьма значимым. Положение организации на внутреннем рынке определяется на основе данного показателя, который свидетельствует о степени прочности ее финансового состояния. Товарооборотом считается выручка от продаж после вычета налогов. Для подсчета рентабельности в числитель помещается чистая прибыль. Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю чистой прибыли в товарообороте. В США Министерство торговли ежегодно публикует данные о средних показателях чистой рентабельности продаж по каждой отрасли и крупным торговым фирмам, компаниям.
Использование одного показателя не способствует полноценному анализу деятельности организаций. Недостатки и достоинства присущи каждому из показателей рентабельности. Что касается недостатков, то они устраняются на основе применения системы показателей.
Среди экономистов нет единого мнения о системе показателей рентабельности торговли. Наиболее часто используется следующая система показателей.
В качестве обобщающих выступают показатели рентабельности, рассчитываемые по отношению ко всем ресурсам (экономическому потенциалу) и текущим затратам (расходам на реализацию).
Рентабельность экономических ресурсов (Рэ. р):
,
где П - прибыль за отчетный период, р.;
ОФ - среднегодовая стоимость основных средств, р.;
ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств, р.;
РОТ - расходы на оплату труда, р.;
ОФ + ОС + РОТ - стоимость экономических ресурсов (ЭР), р.
Рентабельность функционирующего капитала (хозяйственных средств) (Рф. к):
,
где ОФ + ОС - функционирующий капитал, р.
Рентабельность текущих затрат (Рр):
,
где Р - расходы на реализацию товаров, р.
Показатель рентабельности, исчисленный как отношение прибыли к сумме вложенных средств, показывает, какой процент прибыли приходится на вложенные средства, то есть отдачу от затраченного капитала.
Исчисление прибыли в процентах к расходам на реализацию необходимо в первую очередь для соизмерения затрат с денежными накоплениями. В текущих затратах торговли отражаются не только собственные потребленные ресурсы, но и ресурсы других сторонних организаций (например, транспортные расходы). Этот принцип действует и на народнохозяйственном уровне, в любой отрасли. Следовательно, показатель рентабельности текущих затрат более полно отражает эффективность использования собственных и арендованных ресурсов (затраты на которые отразились в тарифах, ставках).
Однако при сравнительном анализе рентабельности текущих затрат торговли и промышленности следует корректировать затраты торговли путем суммирования расходов на реализацию, управленческих расходов и себестоимости реализованных товаров для сопоставимости с затратами промышленных отраслей. Такое предложение обосновывается составом текущих затрат промышленности. В себестоимость произведенной продукции включена стоимость закупаемого сырья и материалов, в то время как в расходы па реализацию стоимость закупленных для реализации товаров не входит.