– прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
– прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
– прибытие груза, погруженного перевозчиком;
– выдача груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования.
Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы, если у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения отсутствуют вагонные весы.
В случае обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучатель должен потребовать от него составления коммерческого акта.
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
– несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
– повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;
– обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
– возвращение перевозчику похищенного груза;
– непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт составляется:
– при выгрузке груза в местах общего пользования – в день выгрузки груза, в необходимых случаях – в день выдачи груза получателю;
– при выгрузке груза в местах необщего пользования – в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки;
– в пути следования груза – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погрузки.
При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть приложены контрольные сведения о льдоснабжении или выписка из журнала температур.
Акт должен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем перевозчика и грузополучателем. По требованию получателя перевозчик обязан в трехдневный срок выдать ему коммерческий акт.
В случае необоснованной задержки составления коммерческого акта свыше предусмотренного Уставом железнодорожного транспорта срока или отказа от его составления перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к нему обязательно предъявляется претензия. Порядок предъявления и рассмотрения такой претензии изложен в статьях 120–124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Кроме того, Министерством путей сообщения утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока (в течение тридцати дней со дня получения претензии) или если получен ответ перевозчика на претензию до истечения этого срока.
На железнодорожной накладной при помощи специального штемпеля делается отметка о дате фактической выдачи груза.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта: морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.
При поступлении товаров на склад в железнодорожных вагонах выполняются следующие основные операции:
– проверка целостности пломб и вскрытие вагона;
– осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т.д.);
– разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки;