Аукцион (от лат. auction - продажа с публичного торга) - способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами, с публичного торга в заранее установленное время и назначенном месте [6]. Аукционные торги - вид рыночной торговли, при которой продавец, желая получить максимальную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих при продаже. При этом продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до предельного уровня, исходя из платежеспособности присутствующих при продаже покупателей. Этот вид торговли используется преимущественно для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров: пушнина, предметы антиквариата, художественные изделия лошади, изделия из драгоценных металлов и др. Аукционы организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении, например акционерными обществами, кооперативами, ассоциациями и т. п. Аукционы могут проводиться и предприятиями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. К этой организационной форме относят аукционы, проводимые биржа ми, салонами художников, музеями, постоянно действующими выставками, торговыми организациями и предприятиями и др. В зависимости от порядка организации аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организаций с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т.п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров (имущества) с целью наиболее выгодной их продажи.
По технологии проведения аукционы также различаются. При так называемом согласном аукционе торги начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом, после чего покупатели делают к ней надбавки; на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Другие аукционы ведутся с постепенным понижением первоначально названной, явно завышенной, стартовой цены (это так называемый аукцион с понижением цен, или голландский) до тех, пор, пока один из покупателей не выразит согласия купить данный товар по этой цене. Аукционный торг с повышением цен может вестись гласным и негласным способами. При негласном (немом) торге покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя, негласное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя. В отличие от обычной продажи на аукционе исключается ответственность продавца за качество проданного товара.
Существует и такой вид торговли, как ярмарка (выставка).
По мнению Я. Критсотакиса, торговая ярмарка или ярмарка-выставка - кратковременное, проводимое мероприятие, в рамках которого большое количество предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) представляют объективный масштаб товаров и услуг одной или нескольких отраслей с тем, чтобы посетитель - коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских способностях, тогда как экспонент при помощи своих товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки. Другие исследователи характеризуют выставку довольно пространственно, т.е. это демонстрация достижений человека в областях науки, производства, сельского хозяйства.
Комитет по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН разработал следующее определение: «Универсальной ярмаркой образцов называется обширный рынок, открытый для всех секторов производства и организуемый через регулярные промежутки времени, неизменно в одном о том же место, в определенное время года и на ограниченный срок. Непосредственная продажа экспонатов на них не разрешается. Цель ярмарки - дать возможность экспонента представить образцы своего производства, продемонстрировать новое достижение в целях заключения торговых сделок» [9].
Таблица 2 - Отличительные признаки ярмарки от рыночной продажи товаров
Рыночная продажа товар |
Ярмарочная продажа товаров |
1 |
2 |
1.Проводится регулярно (практически ежедневно). |
1.Организуется периодически через определенные промежутки времени или в определенные даты. |
2.Торговля проводится на основе открытого гласного торга с показом товара. |
2.Торговля проводится на основе открытого гласного торга при фактическом отсутствии товара. |
3.0граничений по товарному ассортименту и номенклатуре нет (для универсального оптового рынка); ограничения имеются ( для специализированного рынка). |
3 .Торговля ведется товаром, имеющим активный спрос у покупателей. |
4.Для совершения сделки купли-продажи требуется наличие товара. |
4 .Товар может отсутствовать. Имеется образец, каталог, описание. |
5.Продажа товара осуществляется, как правило, единичным количеством или небольшими партиями. |
5.Товар реализуется оптовыми партиями. |
6.Пе завершения акта купли-продажи товара изменяется собственник товара. |
6. После завершения акта купли продажи товар некоторое время формально не меняет собственника. |
7.3аключение сделки по продаже товара происходит на основе устной договоренности между продавцом и покупателем. |
7. Заключение сделки по продаже товара происходит на основании письменной договоренности (договора купли-продажи) товара. |
8.Цена устанавливается на основе текущей конъюнктуры. |
8. Цена устанавливается на основе текущей конъюнктуры. |
9.Покупатель товара является, как правило, и его потребителем. |
9.Покупателем товара являются посредники-оптовики или представители розничной торговли. |
10.Зона обслуживания небольшая, локализована микрорайоном или определенной концентрацией покупателей. |
10.Зона охвата большая: регион, межрегиональная зона, федеральная территория, международный обмен. |
11. Требуется наличие специальных документов, подтверждающих качество и происхождение товара. |
11. Требуется наличие специальных документов, подтверждающих качество и происхождение товара. |
12. Правила ведения торговля регламентируются специальными решениями муниципальных органов. |
12. Разрабатываются специальные положения, регламентирующие правила ведения ярмарочной торговли. Формируются международные и национальные Уставы проведения ярмарок. |
13.Современный рынок требует своего нормативно-правового обеспечения и регулирования. |
13. Возникает необходимость в наличии специальных органов и нормативно-правовых актов, организующих и регламентирующих порядок проведения ярмарок и возникающие разногласия между контрагентами. |
14. Возникает необходимость в наличии инфраструктурных элементов, обеспечивающих нормальное проведение торговли. |
14. Возникает необходимость в наличии инфраструктурных элементов, обеспечивающих нормальное проведение ярмарок (гостиниц, банков, связи и пр.). |