Кроме цели, в плане маркетинга устанавливают некоторые показатели деятельности предприятия:
увеличение объема реализации, строительно-монтажных работ, услуг, оказываемых предприятиям, увеличение прибыли - валовой (балансовой) и чистой, остающейся в распоряжении предприятия, рентабельность, налоговое бремя, качество строительной продукции и др. Все эти показатели могут планироваться и оптимизироваться для достижения более устойчивого финансового состояния предприятия на рынке.
К целям в плане могут быть предъявлены следующие требования: они должны быть количественными, проранжированы по степени их значимости, с указанием конкретного времени их выполнения и разумными.
На четвертом этапе разрабатывается маркетинговая стратегия, которая устанавливает способы достижения целей, и требует принятия решений в отношении рынка, заказчиков и производственной программы строительного предприятия.
Среди направлений маркетинговой стратегии можно выделить оптимизацию цели, сроков возведения объектов и выполнения работ, работу с заказчиками и субподрядными предприятиями.
На пятом этапе составляется производственная программа строительного предприятия с учетом маркетинговой стратегии.
В рабочей программе решают следующие вопросы:
а) что будет построено, какие будут выполнены работы и для кого? б) когда будут выполнены эти работы и сданы заказчику строительные объекты? в) кто будет выполнять эти работы, какие субподрядчики предприятия и проектные организации будут привлечены? г) сколько будут стоить эти работы и объекты?
На шестом этапе разрабатывается бюджет. Разработка подробного плана работы позволяет составить отчет о прибылях и убытках, который поможет определить, как отражается реализация плана маркетинга на деятельности строительного предприятия. Зная, каким бюджетом располагает предприятие, принимают решение о необходимости реализации тех или иных мероприятий, связанных с производством строительно-монтажных работ, сдачей объектов в эксплуатацию.
На седьмом этапе разрабатывают мероприятия по планированию качества строительно-монтажных работ, а следовательно, и качество объекта. Это связано с тем, что процесс возведения строительных объектов может быть представлен в виде переделов, на которых формируется качество конечной строительной продукции.
На восьмом этапе осуществляется контроль за реализацией плана маркетинга. Контроль - это оценка результатов реализации маркетингового, плана и принятие необходимых мер по исправлению нежелательных последствий. Особое внимание на этом этапе уделяют анализу объема выполненных работ и их прибыльности.
Посредством планов руководство определяет перспективы развития фирмы, ее миссию, цели, задачи, стратегию и ценности. Это служит основой для формирования программы сбыта, бюджетов и инвестиционного плана, с помощью которых она собирается реализовывать свой план хозяйственной деятельности. Общий (основной) бюджет составляется на предстоящий финансовый год и является частью долгосрочного плана. Планы и программы фирмы регулярно пересматриваются с учетом достигнутых результатов и корректируются в соответствии с новой ситуацией. На основании анализа сложившейся ситуации, составляются текущие прогнозы положения фирмы на рынке.
Процесс создания годового бюджета состоит из анализа ситуации, определения возможных решений стоящих перед фирмой задач и выбора наиболее оптимального. Большую роль в этом вопросе играет персонал, занимающийся этой проблемой.
Общее принципы составления бюджета можно представить в следующем виде:
1. Объем продаж, и соответствующий этому объему план хозяйственной деятельности фирмы является основным источником данных для составления бюджета;
2. Бюджет - стоимость реализации плана на конкретный период времени, традиционно на год. Связь бюджета с производственным планом фирмы исключительно важна. В бюджете отражена цена ожиданий, заложенных в производственном плане. Процесс разработки бюджета в равной мере является средством формирования финансовой информации и процессом управления финансами. В нем учитываются цели и задачи, сформулированные в плане реализации фирмы на определенный период;
3. Координация по разработке бюджета обычно осуществляется финансовым директором или заместителем директора по экономике.
Участвовать в разработке бюджета обязаны все руководители фирмы, имеющие право принимать решения относительно закупки ресурсов, оборудования и способов получения доходов, т.е. реализации. При составлении бюджета определяются объемы сбыта, потребности в ресурсах, оборудовании, другие расходы, прогнозируются доходы.