С учетом вышеизложенного имидж человека можно было бы определить следующим образом: "Имидж человека - это мнение о нем, возникшее на основе оценочного образа прототипа, сформированного в психике другого человека в результате восприятия им тех или иных характеристик данного прототипа".
Следует заметить, что не всякий образ объекта, возникший в психике человека в результате восприятия, образ, являющийся отражением характеристик объекта (прототипа образа), образ, о котором есть мнение (эмоциональное или рациональное) у другого человека, может считаться имиджем этого объекта.
Тогда имидж объекта можно было бы определить следующим образом: "Имидж объекта - это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта".
При этом следует иметь в виду, что у одной группы может быть мнение об этом человеке, а у другой никакого мнения о нем может и не быть, равно как и у одной группы людей мнение о данном объекте может быть одно, а у другой группы людей - даже прямо противоположное. Поэтому всегда следует говорить об имидже применимо к какой-либо группе людей (имидж у кого").
Также можно заметить, что не всякий образ объекта, о котором есть мнение (эмоциональное или рациональное) у определенной или неопределенной группы людей, может считаться имиджем этого объекта. Мнение об объекте на основе образа, сформированного в психике группы людей, может возникнуть не в результате восприятия таких-то характеристик этого объекта, а на основе восприятия уже ранее сформированного мнения об этом объекте других людей. Например, "мне один знающий человек сказал, что этот политик - достаточно умудренный опытом человек, а я не могу не верить этому человеку".
В таком случае имидж объекта можно было бы определить следующим образом: "Имидж объекта - это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного - на основе восприятия уже оцененным кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей".
Рассматривая имидж как ключевое понятие имиджелогии, можно привести результаты контект-анализа [9], проведенного Белобрагиным.
Категория имидж является фундаментальным понятием целой системы наук. Оно отражает наиболее существенные связи и отношения в общей концентрированной форме, позволяет раскрыть логику науки и строй других ее понятий. Определение категории имидж должно аккумулировать в себе элементы онтологии, т.е. отражение содержания объекта, гносеологии - ступенями его познания и активного действия - управления процессами формирования имиджа.
В имиджелогии понятие имидж - центральная гносеологическая проблема, от решения которой зависят все другие ее теоретико-прикладные и технологические проблемы.
Анализ показал что, теоретическое обобщение категории имидж отстало от практики его применения. Существующие определения данного понятия грешат поверхностью и односторонностью, часто создают лишь иллюзию понимания. Автор этих строк относил эту констатацию к дефиниции имиджа организации. Эти же слова можно отнести к определениям имиджа в целом.
Для выяснения объективной картины поля мнений исследователей на формулировку понятия «имидж» Белобрагин провел контент-анализ этого понятия в трудах 45 авторов. Выборка строилась по принципу включения в нее как изданий 90-х годов ХХ века, так и новейших источников.
Первым этапом были выделены в отдельную группу формулировки имиджа с позиций отдельных, преимущественно "отраслевых" ветвей применения имиджа (табл. 3, Приложение). Небольшой объем выборки не позволяет сделать основательные обобщения. Но даже из этой таблицы ясно, что авторы при определении имиджа чаще всего прибегают к словам "восприятие", "представление", "устойчивый".
Анализ остального массива информации (39 единиц) позволил сделать с определенной долей условности два вывода.
Вывод первый. Исследователи практически во всех случаях используют в формулировках семантическую основу - понятие образ.
Вывод второй. Имидж определяется, во-первых, как форма отражения объекта, во-вторых, как модель, инструмент познания, в-третьих, как вид социального управления. В отдельных случаях авторы находятся на перекрестке мнений.
Имидж определяется с позиции формы отражения объекта (табл. 4, Приложение): имидж - это образ стереотипный, эмоционально отраженный, индивидуальный, раскрывающий внутреннее содержание, сложившийся в массовом сознании.