Понятие, предмет и объект в научной литературе трактуются по-разному, проанализируем наиболее характерные формулировки. При этом удобно также использовать метод контент-анализа и табличную форму сравнения[9] (рис. 6, Приложение).
Приведенные на рис. 6 понятия (определения) имиджелогии как науки в совокупности отражают ее предназначение.
По мнению Г.Г. Почепцова, предмет имиджелогии - массовое сознание, а его коммуникативной единицей является имидж[48]. А.Ю.Панасюк считает, что предмет имиджелогии - изучение путей и средств формирования положительного имиджа, создание положительного образа, представления, мнения о человеке[41].
По определению Е.А.Петровой: предмет имиджелогии определяется как изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления различными имиджами[46, c. 28].
Как видно из приведенных рис. 7(Приложение) определений объекта исследований имиджелогии, ведущие ученые не имеют принципиальных различий в толковании этой категории. На этом основании сформулируем, что является объектом исследований в имиджелогии, используя их дефиниции:
Это все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании.
Важнейшим этапом системного похода является выявление целей. Еще Аристотель писал, что "благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскание соответствующих средств, ведущих к конечной цели".
При рассмотрении сложных систем, каковой является имиджелогия, возникает необходимость определения не одной, а нескольких целей, которые образуют многоуровневую систему, состоящую из главной и основных целей. При формировании такой системы должно быть обеспечено соблюдение ряда требований: соподчиненности, полноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непротиворечивости, определимости, реальности.
Для выявления главной и основных целей теория систем рекомендует поэтапно распознать проблемную ситуацию, ранжировать проблемы, а затем построить дерево целей.
Упростим первый этап этой работы, т.к. проблемная ситуация достаточно полно описана Е.А.Петровой, которая определила поле исследований в области имиджелогии, состоящее из 10 основных проблем (принципиально можно использовать для выявления проблем метод контент-анализа научных публикаций по имиджелогии)[46]. Приведем их формулировки.
Выявление как общей роли и функций имиджей в общественном бытие и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной практики;
1. анализ всего существующего в данный исторический момент времени открытого (это важно подчеркнуть) поля имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других входящих в него характеристик;
2. раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью;
3. изучение специфики феномена имиджа на каждом из трех уровней (личность, группа, общество);
4. описание закономерностей формирования и трансформации имиджа при переходе от индивидуального, к групповому и массового сознанию и обратно;
5. анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования имиджей разного типа;
6. описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брендов, услуг и др.) как внутри одной категории, так и между классами;
7. изучение взаимовлияния сложившегося имиджа и актуально-ситуативного образа его носителя;
8. раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа;
9. поиск способов коррекции и управления имиджем, которые технологически по-разному решаются в маркетинге, костюмологии, паблик рилейшенз.
На втором этапе следует установить причинно-следственные связи каждой проблемы с остальными, используя метод структуризации проблем, разработанный в Академии народного хозяйства при СМ СССР.
Для существенных связей целесообразно задать значение два балла, для менее существенных - 1 балл. В соответствии с полученными значениями сумм баллов построим граф проблем (рис. 8, Приложение), где обозначим связи между ними.
Построение графа проблем позволяет перейти к следующему этапу системного исследования - целеполаганию. При этом мы исходим из предпосылки, что граф проблем возможно преобразовать в граф целей. Представленные на рис. 9 цели в основном удовлетворяют отмеченным выше требованиям, в том числе сопоставимости, взаимоувязанности, полноты и реальности и поэтому могут быть приняты как исходные для дальнейших исследований.