Отдельные авторы отмечают в составе понятия имиджа набор качеств, существенные характеристики, персональную привлекательность. Механизм отражения представлен на рис. 1 (Приложение).
При этом используются формулировки: мысленное представление, конструирование образа, эталон желаемого, эмоциональное восприятие, коммуникационная единица.
Иными словами познание можно представить как процесс взаимодействия субъекта и объекта, в ходе которого на объект познания происходит как бы наложение различных теоретико-познавательных моделей, т.е. с помощью различных познавательных средств изучается один и тот же феномен.
В данном случае объект выступает как предмет, который изучается, и как знак самого себя (автоним).
Схема иллюстрирует связь знаковой формы и объективного содержания.
Представляет значительный интерес определение имиджа как вида социального управления (табл. 6). Здесь имидж определяется как создание нужного впечатления, целенаправленное формирование, побуждение к социальному поведению, создаваемый СМИ образ. Эта группа, хотя и немногочисленна, но является знаковой, т.к. позволяет в дальнейшем применить системный подход к анализу явлений, связанных с практическим использованием имиджа, а формирование имиджа включает в систему социального управления.
Общая схема такого управления представлена на рис. 3 (Приложение).
С учетом проведенного анализа категорию имидж, по-видимому, можно определить, как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированная модель элементов общества, предметного мира, идеальных структур, целенаправленно формируемый субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных результатов, познания, личной карьеры и самовыражения.
В данной дефиниции имидж представлен как интегральное понятие, относящееся как к элементу социального управления, так и с позиции теории отражения и прагматизма.
Рассмотривая имидж как феномен социального управления с системных позиций, можно отметить, что системный анализ предусматривает раскрытие целостности объекта исследования, выявление типологии его связей, сведение их в единую теоретическую картину.
Главным приемом системного анализа является построение модели, отображающей факторы и взаимосвязи в пространстве рассматриваемого объекта. Для нашего объекта исследования применим макроподход.
Имидж может быть представлен как "черный ящик", воспринимающий определенное множество входных сигналов и генерирующий определенное множество выходных сигналов (рис. 4, Приложение). При этом входные и выходные сигналы корректируются согласно некоторым закономерностям.
На входе - основные компоненты, влияющие на формирование имиджа: реальные качества, идеализированные и/или сознательно гипертрофированные качества, приписываемые объекту.
Реальные качества имиджа представляют собой набор существенных свойств, который имманентно присущ объекту. Естественно этот набор существенно отличается в зависимости от того, является ли он элементом предметного мира (товар, природный объект) или общественных институтов (человек, организация, партия).
Идеализированные качества являются набором тех свойств, которые складываются в общественном сознании как представление о этическом совершенстве, легенде (идеальный руководитель, депутат, друг).
Сознательно гипертрофированные качества являются частью PR-технологий как с положительным, так отрицательным знаками.
С другой стороны, информационный вход можно подразделить по виду информации: самопредставление, социальная перцепция, каналы средств массовой входящей информации, слухи.
Информационный выход системы представляет собой две ветви: индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также с определенной погрешностью знание об объекте.
Раскрывая "черный ящик", мы в первую очередь классифицируем структуру категории имидж (рис. 5, Приложение).
Структуру объекта можно рассмотреть с позиции классификации ее по предметному и системному признакам.
Предметная классификация всегда имеет свою историю, связанную с ходом становления представлений об объекте исследования и имеет естественный тип (в зависимости от реальных свойств изучаемого объекта) и искусственный умозрительный тип (в зависимости от контекста теоретических установок при познании объекта).
Системная классификация продолжает линию умозрительной. Основанием ее является целостные свойства объекта, его структура, типология связей элементов и подсистем, функциональные свойства.
Такой анализ наиболее продуктивно осуществить, рассматривая имиджелогию как науку. При этом понятие имидж выступает как исходное понятие, основная категория имиджелогии.