Период окупаемости и простая норма прибыли
Период окупаемости – это срок, необходимый для возмещения исходных инвестиций за счёт доходов от проекта, под которыми подразумевается сумма чистой прибыли. Под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций: n
И = åЧПН /(1+r)t ,
t=0
где И – суммарные инвестиции в предпринимательский проект; ЧПН – чистый поток наличностей по каждому году; n – срок окупаемости (месяц, квартал); t=0 – момент окончания инвестиций; t – годы реализации предпринимательского проекта. Проектное предложение может быть принято, если период окупаемости меньше или равен приемлемому периоду времени, определяемому на основе прошлого опыта осуществления аналогичных проектов или принятых нормативов.
Простая норма прибыли определяется как отношение прибыли за обычный полный год эксплуатации к инвестиционным затратам.
Индекс доходности (ИД) – это отношение суммы приведённых эффектов (ЧТС) к величине инвестиций (И). Если ЧТС положительная, то и ИД > 1, и наоборот. Если ИД < 1, то проект эффективен.
Анализ безубыточности – определение точки безубыточности (Х), т.е. минимального объёма выпускаемой продукции, при которой доход от продажи равен издержкам производства. Точка безубыточности может быть выражена в виде определённого уровня использования производственных мощностей предприятия, при котором доходы от продаж и издержки производства равны, что можно представить в виде равенства произведения цены продажи (Ц) единицы продукции на количество проданных единиц (х) и суммы постоянных издержек на весь объём производства (Ипос) плюс удельные переменные расходы (Ипер), умноженные на количество проданных единиц продукции (Х), т.е. Ц ´Х = Ипос + Ипер ´ Х. Точка безубыточности предпринимательского проекта определяется как отношение постоянных издержек производства (Ипос) к разнице между ценой (Ц) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (Ипер): Х = Ипос / (Ц – Ипер). Максимальная сумма постоянных издержек из этого выражения: Ипос = Х (Ц – Ипер). Можно рассчитать и минимальную цену реализации продукции исходя из заданного объёма продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
Ц = Ипер + (Ипос / Х)
К постоянным затратам относятся накладные расходы, кредиты, начисляемые на них проценты, амортизационные отчисления по основному оборудованию. К переменным – все прямые затраты материалов, сырья, комплектующих изделий, электроэнергии, тепла, заработной платы основного производственного персонала и др.
При отборе предпринимательских проектов с использованием перечня критериев сначала устанавливают критерии, вытекающие из целей, стратегии и задач проекта, его ориентации и долгосрочных планов. Затем по каждому критерию даётся оценка проектов. Результаты анализа формализуются с помощью бальной оценки. Для этого определяют наиболее важные факторы, каждому критерию присваиваются весы в зависимости от степени влияния их на результаты проектов. Качественным оценкам по каждому критерию экспертами придаются количественные значения. Общая оценка получается путём перемножения весов рангов на вероятность достижения этих рангов и получения вероятного веса критерия, который затем умножается на вес критерия. Полученные данные по каждому критерию суммируются.