Основными методами сбора первичной информации традиционно являются опрос, наблюдение, эксперимент и имитация. Наибольшее распространение в практической деятельности нашли опросы потребителей, в том числе интервьюирование и анкетирование. Различают следующие виды опроса: личный опрос, по телефону, по почте с целью получения информации о мнениях, потребностях и поведении потребителей.
Широко распространенной формой опроса является фокус-группа. Вариантами ее проведения являются:
1. группа конфликта - позволяет сопоставить различные стили жизни и предпочтения;
2. десантная группа - проводится в реальной обстановке;
3. модификация поведения - используется для выяснения значимости товаров и услуг в повседневной жизни потребителя;
4. мозговая атака - обеспечивает разработку новых идей;
5. манипуляционные группы - основаны на использовании вербального и невербального материала, позволяют ранжировать товары или их характеристики.
Наблюдение - это сбор и фиксация данных, описывающих изменения объекта наблюдения в реальных условиях. Они проводятся визуально или с помощью технических средств (зеркал, камер). На практике различают непосредственные наблюдения и составление панелей потребителей. Непосредственным наблюдением можно считать, например, регистрацию времени, затрачиваемого на покупку, и т.д. Панели потребителей - то разовые или постоянные выборочные обследования семей потребителей, которые за специальную плату ведут учет своих доходов и расходов, отвечают на вопросы, интересующие предприятие (в частности, о своих мнениях и предпочтениях, поведении на рынке и т.д.). Обычно панель формируется крупной специализированной маркетинговой или консалтинговой фирмой. Государственная статистика семейных бюджетов располагает собственной крупной панелью потребителей (более 60 тыс. семей). Исследователи классифицируют наблюдения по разным основаниям.
Важное значение имеет эксперимент - изменение в контролируемых условиях одной или нескольких маркетинговых характеристик объекта исследования (цены, упаковки, рекламы и т.д.) с целью получения первичной информации.
Восьмой этап - определение места, времени и продолжительности сбора маркетинговой информации. В зависимости от особенностей объекта исследования (товары, покупатели и т.д.) продолжительность сбора маркетинговой информации различна. Кроме того, места опросов, наблюдений и временные интервалы их проведения также различаются. Следовательно, в данном разделе методики должны содержаться подробные инструкции о том, в какое время, в каком месте должен находиться регистратор, какие вопросы он должен задавать, как регистрировать особенности поведения потребителей. При разработке раздела нельзя забывать о том, что результаты маркетингового исследования быстро устаревают вследствие конкуренции и других экономических процессов. Поэтому, если для сбора и обработки информации требуется более шести месяцев работы, необходимо выяснить целесообразность проведения маркетингового исследования.